ЧАЙКОВСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ И КОМЕДИИ > ЗДРАВСТВУЙ, ДЕВЯНОСТА ПЕРВЫЙ!

ЗДРАВСТВУЙ, ДЕВЯНОСТА ПЕРВЫЙ!

Премьерой шекспировской трагедии «Король Лир» в режиссуре челябинца Игоря Бармасова 9 сентября открыл свой 91-й сезон Чайковский театр драмы и комедии на сцене концертного зала музыкального училища. Спектакль поставлен в рамках проекта «Культура малой Родины» и при поддержке Министерства культуры Пермского края.

Есть смысл дать лишь «абрис» широко известного сюжета одной из величайших трагедий мировой драматургии, выражаясь современным языком, – шекспировского «триллера» начала XVII века.

Решивший уйти от дел на покой, король Лир принимает, как ему кажется, мудрое решение. Каждой из трёх дочерей он собирается завещать часть владений соразмерно её любви к нему. Понятно, что двум старшим дочерям – льстивым и коварным Гонерильи и Регане – достаётся всё. А младшая, Корделия, отказавшаяся лицемерить и заявившая, что любовь не нуждается в доказательствах, лишается наследства. Пройдёт время, и Лир поймёт, что совершил роковую ошибку, повлекшую за собой множество смертей…

Как правило, «Короля Лира» в российских театрах ставят по трагедии У. Шекспира в переводе Бориса Пастернака. Традиционно сцену превращают в тронный зал королевского замка времён, к примеру, британского короля Альфреда I Великого (871 – 896 гг.). Оформлением стен служат бутафорские кольчужные рубахи и четырёх сегментные конические шлемы, копия с ромбообразными наконечниками, длинные мечи из «узорчатой» стали с золотой рукоядью и прочая материально-вещественная атрибутика.

В трагифарсе Игоря Бармасова и алма-атинского художника-постановщика Владимира Пономарёва подобного почти что нет. Главное в нём – не историческая реалистичность обстановки как фон для разыгрывания пьесы. Концентрация сценических образов, аллегорий и метафор способствуют зрительскому ощущению спектакля, его внедрению в своё подсознание. Его ассоциативное мышление активизируют пластические интермедии и танцы – хореографические работы актёра Чайковского театра драмы и комедии Алексея Анисимова. И специально написанная для трагифарса ретроспективная музыка Эдуарда Глумова, композитора из города Актобе (Республика Казахстан). В конечном счёте, мыслительный процесс рождает у зрителя уже свои, «авторские» ассоциации. Они-то и позволяют ему составить свой спектакль, близкий современным реалиям.

В спектакле жёсткость, порой даже грубость речи персонажей вполне оправданы. Человек интеллигентный, Пастернак при переводе пьесы значительно её смягчил. И. Бармасов, обратившись к одному из первоисточников, восстановил дух шекспировского, во многом «площадного» театра второй половины XVI – начала XVII веков.

Трагические судьбы персонажей «Короля Лира» на сцене прожили заслуженные артисты РФ Василий Костоусов (Король Лир) и Инесса Муран (Шут), Александра Баталова (Гонерилья), Мария Картазаева (Регана), и Анастасия Иванова (Корделия, в других показах – Ирина Журавлёва). А также – Сергей Пантющев (Король Французский), Александр Ляйс (герцог Бургунский), Артём Палкин (герцог Корнуэльский), Алексей Анисимов (герцог Альбанский), Дмитрий Иванов (граф Кент), Дмитрий Доморощенов (граф Глостер), Данил Лаптев (Эдгар), Кирилл Максимов (Эдмунд), Сергей Пепеляев (Освальд), Денис Зуев и Елена Гречан (тауэрские Вороны).

По окончании спектакля сердечно поздравил зрителей и служителей Мельпомены с началом 91-го театрального сезона Алексей Алексеевич Орлов, главный режиссёр Чайковского театра драмы и комедии. Каждому участнику труппы, собравшейся на сцене, были вручены цветы. А актёру театра Дмитрию Иванову – Благодарственное письмо Управления культуры и молодёжной политики администрации Чайковского городского округа за успешное участие в культурной акции «Музыка на улицах города» проекта «Чайковский, дай пять!».

Через день – в воскресенье 10 октября театр открыл свой сезон и для детворы. На сцене в режиссуре Сергея Пантющева родилась премьерная сказка «Бамбуковый остров», навеянная детскому драматургу Анны Богачёвой китайским народным фольклором. А художественное оформление очень живого, очень музыкального спектакля так и дышало чарующим колоритом Поднебесной (художник-постановщик Лилия Бережненко)…   

Далеко на Востоке, где солнце встаёт из-за горизонта золотым мандарином был Бамбуковый остров. Раз в двенадцать лет в селение прилетал страшный и ужасный Дракон и пугал жителей. Однажды два брата решили побороться с ним. Но какими они были по характеру разными – даже их мать дивилась тому! Старший брат по имени Кун Линь был мастером владения боевым оружием и всегда первенствовал в кулачных поединках. Но молва о нём шла худая. «Жадина и злюка», – скажет о нём Обезьяна. А Черепаха добавит: «Грубый, невоспитанный человек». А младший брат – добрый Джан умел рассказывать удивительные истории, прекрасно пел, танцевал и замечательно играл на флейте.

Кто одолеет Дракона – храбрец и отважный воин Кун или классный певец, танцор и музыкант Джан? И кому покорится чудище «с добрыми и грустными глазами» – богатырской удали или магической силе искусства? И почему в китайском летоисчислении есть год Дракона, год Кролика и год Обезьяны?

На все эти вопросы помогли ответить ребятам и совершить с ними путешествие в сказку «Бамбуковый остров» артисты театра Алексей Анисимов (Кун Линь), Данил Лаптев (Джан Линь) и Заслуженная артистка России Инесса Муран (Мать), Дмитрий Доморощенов (Дракон), Сергей Пепеляев (Черепаха), Ирина Тараторкина (Обезьяна) и Кирилл Максимов (Кролик).

Руководитель литературно-драматургической части театра                                        Вадим БЕДЕРМАН