ЧАЙКОВСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ И КОМЕДИИ > В ЗОЛОТЕ ОСЕНИ НОЧЬ СОЛОВЬИНАЯ…

В ЗОЛОТЕ ОСЕНИ НОЧЬ СОЛОВЬИНАЯ…

Посвящённая 75-летию Великой Победы, драма «Соловьиная ночь» Чайковского театра драмы и комедии должна была явить себя зрителю в майские праздничные дни. Однако пандемия короновируса надолго прерывала «очные» репетиции спектакля и прогоны. В карантинные дни они проходили «на удалёнке», по Skype. По разным причинам происходили замены исполнителей действующих лиц. Видимо, судьбе было угодно, чтобы «Соловьиная ночь» выкупалась в золоте осени. Историю трагической любви двух сердец, у которой не могло быть продолжения, она «пропела» нам в субботу, 19 сентября. Со сцены концертного зала Чайковского музыкального училища …

В отечественной драматургии подобных историй немало. Как правило, их сюжетные ходы не изощрены. Сродни им и драма «Соловьиная ночь» фронтовика Валентина Ежова, автора или соавтора сценариев к культовым в своё время кинофильмам «Баллада о солдате», «Белое солнце пустыни», «Сибириада», «Князь Серебряный», «Это сладкое слово – свобода» и к другим.  

Первые победные дни мая 1945-го. События разворачиваются в небольшом немецком городке, разрушенном американской бомбардировкой. Сержант Пётр Бородин знакомится с немецкой девушкой Ингой. Перейди дорогу зарождающейся любви карьеристу и доносчику, и беды не миновать! Так и случилось…

Отсутствие оригинальности в драме В. Ежова «Соловьиная ночь» спектакль Чайковского театра драмы и комедии компенсирует акцентом на сложность и многоплановость характеров и психологических подтекстов отношений героев.

Человек лютой ненависти побеждённой страны, Инга ожидает той же реакции и от представителя страны-победителя. Только всё происходит в точности наоборот. Пётр Бородин чувствует, что вслед за свершившейся победой над фашистской Германией должна состояться и другая победа: любви над ненавистью и милосердия над жестокостью. И линия «фронта» в этом противоборстве пролегает уже не на земных полях сражения, а в человеческих душах. Искренне проживая на сцене короткую судьбу любви русского парня и немецкой девушки, центральный актёрский дуэт Алексея Анисимова – Александры Баталовой глубоко волнует зрителя, заставляет и его сопережить. Чистоту их взаимоотношений выгодно оттеняет вторгающийся в сцену короткий эпизод решительного «нет» ефрейтора Сашеньки пошлым ухаживаниям лейтенанта Федоровского (артисты Мария Картазаева и Кирилл Максимов). Тому самому подлецу, который сфабрикует на сержанта Бородина обвинение в измене Родине и поторопится отправить донос «наверх».  

Кстати, лейтенант Федоровский у актёра К. Максимова получился очень колоритным в своей прямолинейности и однозначной отрицательности. Это «плохой парень» с повадками мелкого фраера. И символом победы благородства над низостью офицера комендатуры выступает начальник гарнизона полковник Лукьянов в убедительной интерпретации Дмитрия Доморощенова. Вначале действа актёр представляет зрителю, с одной стороны, ярого поборника воинского долга перед Родиной, верности присяге и дисциплине, а с другой, казалось бы, полностью лишённого каких-либо человеческих качеств. В категоричной форме Лукьянов-Доморощенов отказывает младшему сержанту Ниночке (Анастасия Панина) в просьбе о демобилизации: «Война- то кончилась, а служба – нет!». Однако вместе с подполковником Гура (Алексей Волков), возможно, ценой своей жизни, Лукьянов спасает геройского сержанта Бородина от неминуемого трибунала.   

Трагизм героев усиливается пьянящей атмосферой победного мая, воссозданной и «документально хроникальным» оформлением сценического пространства (художник-постановщик Владимир Пономарёв), и режиссурой, и актёрской игрой. Вот на коротком привале Бородин делится сокровенными мечтами о мирной жизни с однополчанами – сержантами Фирсовым, Зубовым и Кобылко (соответственно, актёры Данил Лаптев, Сергей Пепеляев и Денис Зуев). Ребячески дурачясь, они позволяют себе разговорчики «не по уставу» со старшиной Кузовковым (Артём Палкин), настоящим «отцом солдатов». А вот прехорошенькие девушки-военнослужащие из комендатуры, ещё по-военному строгие, но уже по-весеннему кокетливые, распевают довоенный романс.

Многозначительны сцены обустройства в городке мирной жизни. Сцену с голодными немецкими музыкантами очень проникновенно ведут артисты Елена Сенько, Светлана Тетенова (I, II скрипки), Дмитрий Иванов (дирижёр) и Светлана Дорохова (виолончель). От чувства неловкости среди ликующих победителей до искорки доверия, разгорающейся до открытости и симпатии, – такую диалектику эмоций персонажей явил этот артистический ансамбль. Введение в состав струнного квартета трёх женщин – удачная режиссёрская находка. Остаётся только догадываться: возможно, музыканты-мужчины из городка были призваны в армию вермахта и заплатили собой кровавую дань Второй Мировой войне. Ведь немецкий народ стал первой жертвой гитлеризма.   

Вызывают умиление образы возвращающихся из концлагеря профессора-лингвиста и его дочери – балерины Зизи (артисты Александр Ляйс и Дарья Карпушина). Уставшие и голодные, они обращаются за помощью к советским военнослужащим. Парный «Танец маленьких лебедей» Чайковского в исполнении Зизи и ефрейтора Катеньки (актриса Елена Гречан) под немецкий струнный квартет существует в спектакле не только красиво, но и имеет своё логическое психологическое завершение. Он олицетворяет эмоциональное единение молодых людей, прошедших самую страшную в истории человечества войну. Каждый свою… 

В целом, идейный пафос «Соловьиной ночи» Чайковского театра драмы и комедии звучит искренно. Чем спектакль заставляет учащённо биться нашим сердцам? – Раскачкой эмоциональности «контрастным душем» проникновенного лиризма и острого драматизма. Уверен, что ясность режиссёрского воплощения замысла драматурга-фронтовика и абсолютно чёткие нравственные акценты, расставленные в «Соловьиной ночи», способны правдиво рассказать зрителю о слагаемых Великой Победы больше, чем многотомные труды историков. Это актуально в наше неспокойное циничное время, щедрое на оголтелую фальсификацию истории. Поддержка спектакля «Соловьиная ночь» Чайковского театра и комедии была осуществлена Министерством культуры Пермского края.