ЧАЙКОВСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ И КОМЕДИИ > о театре > события > «ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ – СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ»

«ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ – СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ»

Созерцая животных, мы «очеловечиваем» их «под себя». Иными словами,наделяем внешний вид и повадки «братьев наших меньших» чертами своего обликаи характера. А порой приписываем им и своё мировоззрение. Подобноамериканскому драматургу Дону Нигро. По его пьесе «Звериные (зверушкины)истории» режиссёр Сергей Пантющев поставил антикомедию «ZВерь!jo». С этимобразцом сюрреализма Чайковский театр драмы и комедии познакомил зрителя вМеждународный женский день 8 марта…

1 Вступление

Ночь. Звёздный проём огромной чёрной «дыры» в ядовито фиолетовом небе напоминает силуэт сучковатого безлистного дерева. У его корней, извиваясь, являют себя некие «гуманоиды» – зеленоватые и коричневатые фигуры. И вспоминается ницшеанское:«С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится вверх, к свету,тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, – ко злу». Противоборство света и тьмы подчёркивается и другим реквизитом: жёлтым или оранжевым шаром – символом мечты или рокового сыра, модулями, превращаемыми то в мышеловку, то в туннель или трибуну для некого «фюрера»…С режиссёрской подачи такова сценография Лилии Бережненко, художника-декоратора Чайковского театра драмы и комедии. Составляя «контрапункт» к основному действию, динамично развивается ещё одна важнейшая драматургическая линия спектакля – хореографические интермедии-разрядки и эффектные пантомимы в постановке молодой актрисы Дарьи Карпушиной. Они дополняют, «комментируют»драму или предвосхищают душевное состояние лирических героев. А иногда просто дарят отдохновение зрительским мозгам в процессе восприятия сценического материала столь грандиозного масштаба.Если исключить короткие аплодисменты после каждого монолога и робкие потуги смеха, то во время просмотра антикомедии «ZВерь!jo» в концертном зале музучилища царила напряжённая тишина. Так, к примеру, воспринимаются «Лебеди, отражающиеся вслонах» испанского сюрреалиста Сальвадора Дали. Вначале картина притягивает,захватывает, а потом… Потом включается подсознание человеческого разума в силу владения им методом психоанализа в духе неофрейдизма.

2 К самоутверждению!

«Звериные (зверушкины) истории» Дона Нигро – это сборник пьес, включающий в себя шесть монологов, три диалога и два трио. Собрав его одиннадцать коротких пьес воедино, режиссёр Сергей Пантющев чаще являет зрителю героев антикомедии группами. Почти полностью утопающие в капюшонах головы обезличивают всечеловеческие фигуры до тех пор, пока для каждой из них не наступит черёд сбросить капюшон и начать откровение. Такое сочетание публичности и конфиденциальности(отличный режиссёрский ход!) напоминает исповедь в конфессионале Римско-католической церкви. Или «душевный стриптиз» Digital Native – «цифрового человека»поколения Z, который рассказывает о «накипевшем» в блогах, общается по ICQ или Skype, В контакте и др. (Отсюда символичность латинской буквы Z, открывающей название спектакля). Одинокий и замкнутый в режиме off line, «цифровой человек» в виртуальном пространстве порой шокирует правдивостью высказываний…В процессе своих откровений герои «ZВерь!jo» (в русском звучании – «Зверьё»)рельефно подразделяются на два противоположных мировоззренческих «полюса»:творческого и разрушительного, животного. И, как по Фридриху Ницше, немецкому мыслителю второй половины XIX века, являют торжество победы «высшей расы» над«низшими». Первой группе характерно движение к духовному прозрению, тяга к определению своего места в мире. «Я не знаю, кто я. Не знаю, зачем я» – пытается разобраться в себе Утконос (актёр Дмитрий Доморощенов). «Что вы за зверь? Или птица?» – вторит ему Летучий Мышь (Алексей Анисимов). «Зачем всё это? Для чего?» –инстинктивно гоняясь за ниткой, мучительно ищет ответы кошка Мэгги (Александра Баталова). Здесь видятся лишь попытки преодоления самих себя.

3 Высшая раса?

Часть героев спектакля уже преодолели первичный этап превращения в «сверхсущество». Иными словами, сомнение и томление – протестное состояние души. Выбрав путь к самоусовершенствованию, и, наконец, к самоутверждению, они настойчивы в достижении цели, нередко, и – воли к власти. Ведь «Так говорил Заратустра»? Яркий пример самоусовершенствования – это Пенни (Ирина Журавлёва), индюшка с мечтой научиться игре на саксофоне. Самое сильное её желание исполнить элементарный долг жизни – мочь!Благодаря внушению извне лемминг Лэм (актёр Иван Костоусов) слепо уверовал в свою исключительность, следовательно, – в свою «натуру высшую». Вопреки протесту напарника по кроссу-апокалипсису – Эма (Алексей Анисимов), он чувствует в себе способность подчинить своей воле и привести в движение массы. Тысячи, миллионы!Куда? – Неважно! Пусть даже к высокому обрыву, внизу которого губительные острые скалы, океан! Главное – опять же по Ницше! – «всё живое есть нечто повинующееся«высшей расе». Или его же: «Чего мы ищем? Покоя, счастья? Нет, преследуем только одну цель: отыскать истину, как бы ужасна и отвратительна она ни была». И в рассуждениях Лэма, и в его поступках так и слышится, и видится ницшеанский дуализм:«В индивиде может переплетаться мораль господина и раба»! В известной мере «философским» двойником Лэма является Бурундук.Если цитировать «Преступление и наказание» Достоевского, то Бурундук (Глеб Белкин), хотя и не «тварь дрожащая», но натура, «постоянно охваченная сомнениями и тревогами». Он знает своих ярых врагов – змей, «заглатывающих детёнышей», и «жуткие когти гигантского летающего монстра» – ястреба. Ну и что из того? Ведь он считает себя Существом, избранным Великим бурундучьим богом рыть тоннели-лабиринты, подобиям извилинам МОЗГА. Абсолютного Разума?

4 Почва «вождизма»

В духе ницшеанства, а если локальнее, с позиции «сильных мира сего» даются и характеристики представителей «низшей расы». То есть, тех, которые «прозябают в самодовольстве и удовольствиях. А быть первым для них – проклятие». Индюшка Пенни,в которой победило духовное начало, искренне жалеет Боба (Дмитрий Доморощенов) сего призрачным комфортом звериного бытия с потреблением кукурузы и жучков.«Избранник бога» Бурундук к таковым относит мышей, «способных лишь на жалкое попискивание», кроликов и слепых кротов – «больших глупых дилетантов». Одна из отличительных черт их обывательской психологии – самоуспокоенность и смиренность. К носителям таковой можно причислить и коров Офелию с Элоизой, героинь эпизода«Ожидание» (соответственно, Светлана Дорохова и заслуженная артистка России Инесса Муран).В свою очередь, это благодатная почва для зарождения «вождизма». Так бабуин Эдзримо показан актёром Иваном Костоусовым крайне правым экстремистом. «Низшими»«дитя Великого красноносого и синезадого Бога бабуинов» считает человеческие существа. За распространение ими теории эволюции – «абсурдной, оскорбительной и кощунственной» – он предлагает «казнить всех этих заблудших», «разорвать их на части зубами… Убивать, убивать, убивать…». «Во имя самого святого Владыки и Создателя». К слову сказать, Ницше – далеко не агрессивный философ. Правда, очень сурово относившийся к «слабым» и «рабам» по духу, желанию и призванию. Процесс самоутверждения Сверхчеловека он понимал как «преодоление им всего мелочного и прорыв к вершине человеческого духа». А воля к власти должна была сформировать у него стремление стать выше и лучше других за счёт ума и таланта, и повелевать «серой»толпой. Подмена ницшеанского «властвовать и повелевать» на глагол «убивать» стала одной из основ идеологии фашизма. И не только германского.Сюрреалистическая антикомедия «ZВерь!jo» режиссёра Сергея Пантющева –необычайно свежая постановка Чайковского театра драмы и комедии. Отказавшись по рекомендации драматурга от звериных костюмов, хождений на четвереньках и животных гримас, актёры чётко спроецировали на братьев наших меньших характеры и мировоззренческие пристрастия людей. Многие – вдохновенно, с полным растворением собственного Я в создаваемом герое-звере! В противном случае, что бы ещё смогло подвигнуть автора этих строк на философские рассуждения?Каждая миниатюра антикомедии посредством сарказма и самоиронии, фарса и абсурда раскачивала зрительские эмоции до максимальных амплитуд. В целом же,исполнители действующих лиц посредством «эзопова» языка рельефно проводили грань между человеком высшим и стадным. Сродни большой философской притче! «А вы что за зверь? Или птица?» – эти вопросы Летучей Мыши после просмотра спектакля оставили зрителю терпкий букет послевкусия и, думается, впились и осели в его голове надолго. В репертуаре театра последнего десятилетия, кроме «Вожака» Захария Станку в режиссуре Алексея Орлова, пожалуй, не припомнить спектакля по зрительскому восприятию столь многоярусного.

Послесловие.

Название антикомедии режиссёра С. Пантющева «ZВерь!jo» достойно фельетона.Например, такого…У нас и курьёз – всерьёз! После Отечественной войны 1812 года русские гусары изобрели оригинальный напиток: смесь шампанского «Мадам Клико» с русским квасом в пропорции один к одному. А московские дворяне, спасавшиеся от Наполеона в Нижнем Новгороде и до бегства «акающие», вдруг по возвращении в столицу за «окали». Причём не только по-русски, но и по-французски. Недаром же через дюжину лет Чацкий в грибоедовской комедии «Горе от ума» вопрошает: Господствует ещё смешенье языков: Французского с нижегородским? Господствует. И 195 лет спустя господствует! Пример тому – смесь латиницы с кириллицей в названии антикомедии «ZВерь!jo». И так далее…Несмотря на вкрапление в её название латинской буквы Z, символического обозначения нынешнего молодого поколения, хотелось бы именовать спектакль по русскому написанию и звучанию – «Зверьё».