ЧАЙКОВСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ И КОМЕДИИ > о театре > авторы > художники > Бережненко Лилия Вечеславовна

Бережненко Лилия Вечеславовна

    Лилия Бережненко — поэт, художник, лауреат Всероссийского конкурса педагогов изобразительного искусства «Самодеятельная книга для малышей», автор книг «Новеллы о любви», «Приключение ботинок», «Какого цвета снег». В 2003 году в конкурсе «Самодельная книга для малышей»,  проводимом Издательским домом «Первое сентября» и Российской государственной детской библиотекой (РГДБ), в номинации «Познавательная книга для малышей» 1 место заняла книга «Какого цвета снег?», созданная Лилией Бережненко (скачать книгу docpdf). В этой номинации состязались книги, созданные педагогами с целью познавательного развития детей. Их тексты и иллюстрации могут быть использованы в качестве методического материала на фронтальных и групповых занятиях и в индивидуальной работе с малышами. Тексты книг-победительниц отличаются хорошим литературным языком и информативностью.

Родилась в Удмуртии в городе Сарапуле. Окончила Загорский художественно-промышленный техникум игрушки. Приехала в город Чайковский в 1982 году в возрасте 22 лет. Работала в детском саду № 36 «Звоночек» педагогом по изодеятельности, учила детей рисовать. Сейчас работает в Театре Драмы и комедии – художником-декоратором. Стихи Лилии Пастуховой печатались в журнале «ЧелоВек», «Луч», городских газетах «Огни Камы», «Городской дворик», «Ваш успех»  и др. Её стихи вошли в коллективные сборники «Этюды с Чайковским» и «Литераторы Чайковского».

В 2011 году иллюстрировала сборник детских стихов Давида Волка «Стихи про Анюту». 

В 2014 году Бережненко награждена благодарственным письмом главы Чайковского района за высокий профессионализм по выполнению авторских работ, большой личный вклад в развитие культуры Чайковского, сохранение культурно-исторического наследия своей малой Родины и в связи с 90-летием Фокинского района. Летом 2014 года по предложению инициативной группы жителей с. Фоки Лилия создала эскизы и изготовила скульптуру Фоки-углежога – легендарного основателя села. Это первая на территории Чайковского района скульптура малой формы художественно-декоративного, а не мемориального жанра. Данная скульптура заняла свое почетное место в новом сквере села Фоки.

В ЦВЕТОВОМ КРУГЕ НЬЮТОНА

Возраст этой обаятельной женщины окрасила пронзительная палитра всех четырёх времён года. В переносном смысле, конечно. Героиня нашего повествования Лилия БЕРЕЖНЕНКО прошла под радугой юбилея в свою «золотую осень». Вчера. 17 дня последнего месяца осени. Уже по-зимнему белоснежного. Хотя стаж её работы в Чайковском театре драмы и комедии в качестве художника-декоратора сродни ранней весне с яростной синью небес, звонкоголосой капелью и дерзким журчанием ручейков. Зато подобен лету в зените уровень профессионального мастерства Бережненко – художника, скульптора и поэта…      

Многогранность личности нередко сравнивают с игрой ореола вокруг бриллианта. Притронешься к этому сияющему на свету сокровищу, и каждая его грань вдруг полыхнёт свойственным только ей спектром радужных переливов! По поводу причин проявления одарённым человеком своей многосторонности всегда задаёшься вопросом: какой «ювелир» шлифует в нём эти «грани» и доводит их до совершенства? Если сам человек, тогда к нему вполне подходят фразеологические штампы официальных творческих характеристик, а именно: «стремится расширить горизонты познания и гармонично развиться по всем направлениям своей профессиональной деятельности», «является для окружающих генератором идей» и тому подобное. Как сказал бы американский психолог Абрахам Маслоу, такая личность – «самоактуализирующаяся, самопроявляющаяся». В полной мере всё это относится и к Л. В. Бережненко. Однако…

А если жизненные обстоятельства даруют человеку часы творчества весьма скупо: «по своему хотению» – крайне редко, чаще – «по щучьему велению»? А как же иначе? Довольно рано Лилия вынуждена была понять, что нынешний век и от многогранного человека жёстко требует «быть в тренде», приспосабливаться к конъюнктуре художественных запросов заказчиков. Всё равно, будь то её клиенты предприятия «Арт-металл» или в театре постановщики спектакля – режиссёр и художник-сценограф.

Она поняла это, прежде всего, как заботливая мать двух дочерей. Сейчас старшая дочь – Олеся – по профессии юрист, живёт и работает в Санкт-Петербурге. А младшенькая Василина, после окончания отделения «Живопись» Чайковского музыкального училища открывает детям двери в удивительный мир изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе №11. 

И, скорее всего, Лилия относится к разряду тех редких созидателей, которых Господь наделил универсальной способностью творчески приспосабливаться к любым жизненным ситуациям. Такие чаровницы живут по русской пословице «нетрудно дело сделать, да трудно сделать с выдумкой». Такие мастера испытывают радость вдохновения во всём, что им бы не приходилось делать. И тем самым превращают свои изделия в «сияющие сокровища», привлекающее внимание многих.       

Утверждать, что имя Бережненко широко известно в городе и районе, было бы обидным для неё преувеличением. Словно определённым самоцветом, отдельной информацией о ней владеют в узких кругах: друзья и подруги, коллеги по работе, литераторы. Но если сложить её творческий облик из этих самых разноцветных «камешков»-информаций, то получится великолепная радужная мозаика!..

В августе 2002 года в детский сад №36, где Лилия  работала, пришла благая весть. По итогам Всероссийского конкурса самодельной книги для детей (номинация «Развивающая книга») редакция журнала-газеты «Дошкольное воспитание» (г. Москва) присудила воспитательнице по изобразительной деятельности Л. В. Бережненко первое место. В своей книжке-«гармошке» «Какого цвета снег?» стихи собственного сочинения она богато проиллюстрировала картинками в гуашевой технике.

Успеху детской художницы и поэта  отсалютовал лишь частный журнал «ЧелоВек» Людмилы Соломенниковой. У Бережненко нашлись и «взрослые» стихи. И на страницах журнала под псевдонимом Лилии Славиной появилась её первая подборка из семи стихотворений «Радости – плошечка, грусти – вагон». Журналист и поэт Виктор Дворник просеял рукопись автора сквозь сито тщательного отбора. И эта подборка стихотворений взяла в чайковской поэзии довольно приличную высоту.

Так Лилия Бережненко ворвалась в чайковскую поэзию нежданно-негаданно, оглашая мир голосом новорожденной. И… шиворот-навыворот! Ведь как наш чайковский литератор приобретает место на Парнасе? Постепенно, по восходящей: от публикации отдельных стихов и подборок в местных газетах и журналах до вожделенного авторского сборника. И если терпение и труд всё перетрут, то вперёд со своими стихами на штурм краевых и центральных московских издательств! А здесь…

Через несколько месяцев после триумфа книжки-«гармошки» «Какого цвета снег?» –  уже в 2003 году издательский дом «Регион» выпустил в свет первый и пока что единственный авторский сборник стихотворений Лилии Бережненко «Новеллы о любви». Чтобы увековечить любимого отца, Вячеслава Алексеевича, – под псевдонимом Пастухова. Тиражом… в сто экземпляров. Сейчас «Новеллы о любви» библиографическая редкость: почти все книжицы были разобраны восторженными почитателями её поэзии во время презентации. Вслушайтесь в музыку одного из свежих её стихотворений:

Зарделась румянцем рябиновых бус

Моя золотая осенняя грусть.

И ставятся точки: упав на траву,

Сухие листочки закончат игру

С дождями грибными и грозами-блиц,

Ветрами шальными и стаями птиц.

Закончат роптанья. И я не дышу,

 Сгребая ногами последнее «ш-ш-шу»…

Каково?!

В Чайковском же районном центре развития культуры Лилию Вячеславовну больше знают как мастера художественной куклы.

«Муза», «Цыганочка» и «Майкл Джексон», групповые композиции «Утренник в детском саду», «Деревенская частушка» и «Рыбаки» – авторские куклы Бережненко как нельзя лучше охарактеризовали бы строки стихотворения Ларисы Рубальской:

Фея кукол создавала,

Мастерила, колдовала.

Всё, к чему она касалась,

Оживало, просыпалось.

И в руках её послушных

Обретали куклы души…

С другой стороны, именно кукла, сотворённая собственными руками, помогает ей сохранить в себе биение пульса зиждительной жилки! Ведь за плечами мастерицы – отделение художественного конструирования и оформления игрушки Загорского художественно-промышленного техникума (сейчас – Сергиев Посад). Помнится, два года назад Бережненко, будучи уже художником-декоратором театра, изготовила несколько кукол для настольного театрика в рождественской сказке «Щелкунчик и Мышиный король». Увидав изделия, приглашённый режиссёр-постановщик спектакля Борис Ходырев воскликнул:

– Таких прекрасных кукол нет даже у нас в Озёрском театре драмы и комедии «Наш дом»! Хотя Лилия изготовила их по эскизам нашего же художника Маргариты Колмогорцевой.

Скажете, очевидное невероятное? Мол, художники-декораторы слышат подобные восторги в свой адрес через добрый десяток лет? А стаж работы Лилии Бережненко в Чайковском театре драмы и комедии на день премьеры «Щелкунчика и Мышиного короля» составлял только полтора года?  Нет. В её театральной практике были случаи и покруче!..  

    

День премьеры комедии положений Клода Манье «Блэз» в режиссуре Алексея Орлова – 26 апреля 2014 года – совпал с началом работы бригады театральных критиков в Чайковском в рамках традиционного краевого фестиваля «Пермская театральная весна – 2014». И по итогам просмотра Л.В. Бережненко была отмечена за создание соответствующего духу французской комедии интерьера и костюмов к спектаклю. А ведь исполнилось всего неполных два месяца, как Бережненко приступила к обязанностям художника-декоратора. И только представьте себе, с каким удивлением она восприняла вспыхнувший нежданно-негаданно свой «звёздный час»!  

Просматривая театральную программку, зритель редко обращает внимание на раздел «Художественно-постановочный состав». Это работники Закулисия, в чью когорту входит и художник-декоратор Лилия Бережненко. Однако, обладая широкими профессиональными возможностями, она нередко выполняет функции и художника по костюмам, и художника-постановщика спектакля. За три с половиной года работы в театре она «с выдумкой» разработала проекты декораций к целому ряду разножанровых спектаклей. В 2014 году она «одела» сцену в «трагедии» русского народа» «Село Степанчиково» в интерпретации и постановке Алексеем Орловым повести Фёдора Достоевского. В следующем, 2015 году Бережненко сотрудничала с этим режиссёром-постановщиком в драматической балладе «Не покидай меня» Алексея Дударева, фонвизинской комедии «Недоросль» и в «Изобретательной влюблённой» Лопе де Вега и др.

Зная особенности восприятия детей различных возрастных категорий, Лилия Бережненко удачно сделала художественное оформление и нескольких сказочных спектаклей. В их числе сказки «Я – цыплёнок, ты – цыплёнок» и «Жила-была Сыроежка», соответственно, в режиссурах Сергея Борзенко и Светланы Тетеновой.

Ярко, в соответствии со стилем эпохи, местом и временем действия спектакля, ею изобретательно выполнены эскизы костюмов к комедии «День отдыха» Валентина Катаева. На эту работу Лилии, как «эталонную для постановки советской комедии», обратили внимание театральные критики «Пермской театральной весны – 2016».

А жители села Фоки считают ее, прежде всего, скульптором. На деньги, собранные всем миром, летом 2014 года Бережненко создала скульптуру углежога Фоки. В честь 90-летия Фокинского района она была установлена на Аллее Славы. Так легендарный основатель села Фоки стал неотъемной частью архитектурного облика села. Весть об этом дошла даже до Законодательного собрания Пермского края, и депутат Валерий Сухих наградил Лилию Бережненко Благодарственным письмом…

Классическое число граней на короне бриллианта – 33. Задашь себе вопрос, какие цвета образуют его радужные переливы и, в первую очередь, в памяти всплывёт семицветный круг Ньютона. Помните? «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». То есть, красный, оранжевый, зелёный… А между тем, глаз обычного человека различает около 150 основных цветов, а профессионала – 10 – 15 тысяч. Так и с Лилией  Бережненко. В небольшой статье невозможно отразить многогранность этого человека также как и уместить основные цвета в цветовом круге гениального англичанина.      

Вадим БЕДЕРМАН

Газета «Огни Камы» №№262 – 266

от 18 ноября 2016 г. С. 16.