Двум актрисам Чайковского театра драмы и комедии выделены Государственные стипендии Союза театральных деятелей Российской Федерации на самостоятельные творческие проекты в 2019 году. А именно, – заслуженной артистке России Лидии Ионовне ВОЛКОВОЙ на постановку авторских моноспектаклей по произведениям поэтов серебряного века Анны Ахматовой и Марины Цветаевой и на постановку сказки Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке» в инсценировке и режиссуре Светланы Геннадиевны ТЕТЕНОВОЙ.

I.

Назови имя заслуженной артистки России Лидии Ионовны Волковой и чайковцы сразу вспомнят тот театральный фейерверк, которым выплеснулось 5 апреля Года театра в России юбилейное двухактное представление в честь 80-летия этого замечательного мага сцены! Тогда из своего широкого творческого репертуара Лидия Ионовна представила три острохарактерные роли, сыгранные ею в комедиях режиссёра Алексея Орлова. В «Лисистрате» Аристофана она предстала перед нами воинственной предводительнице хора женщин Стратиллидой. В комедии «Недоросль» Дениса Фонвизина – сердобольной, преданной жестокосердному и глупому Митрофанушке мамкой Еремеевной, а в советском водевиле «День отдыха» Валентина Катаева – скандальной, разъедаемой ревностью Розой Еремеевной.

1. . 011. . 01
 

Такой выбор был сделан ею не случайно. Лидии Волковой хотелось рельефно раскрыть зрителю суть театра – переодевание и перевоплощение. Актриса вся без остатка растворялась в характерах своих героинь, целиком отдавалась их страстям, придавая каждой из них яркие черты живой, подсмотренной в жизни натуры. Лидия Волкова была на сцене поразительно естественной. Она играла динамично, даже с каким-то подкупающим нас азартом. И тем самым вызвала многократные бурные аплодисменты, нередко переходящие в овации. 

 Это юбилейное представление прошло с «помпой» при аншлаге. Однако Лидия Ионовна имеет более широкий круг почитателей, чем может собирать зрительный зал Чайковского театра драмы и комедии. Дело в том, что в кристалле творчества артистки есть удивительная грань – художественное слово. Оно заиграло всеми цветами радуги в «лихие» 90-е годы прошлого века, в период безденежья и полупустого зрительного зала театра, когда пришлось идти «в народ».

Именно в этот период Лидией Ионовной были поставлены и сыграны на различных эстрадных площадках города и района четыре моноспектакля: «Шерочка и Машерочка» по пьесе Николая Коляды, авторские – «Посвящение. Николай Васильевич Гоголь», «Тяжела ты, любовная память» по творчеству Анны Ахматовой, «А я до всякого столетья» по лирике Марины Цветаевой. Моноспектакли по лирике этих горячо любимых русских поэтесс «серебряного века» находятся в репертуаре актрисы до сих пор; они постоянно совершенствуются, оттачиваются. 

К примеру, чтением своего «ахматовского» моноспектакля, преобразованного в монолог, 7 февраля текущего года Лилия Волкова завоевала звание лауреата III Республиканского фестиваля-конкурса любительского художественного творчества и прикладного искусства «В созвездии ветеранских талантов и увлечений». Этот фестиваль-конкурс прошёл в Республиканском доме народного творчества города Ижевска в рамках Года театра в России, объявленного Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина. Включение заслуженной артистки России Лидии Волковой в состав команды конкурсантов Воткинского района Удмуртии вполне закономерно. Будучи артисткой Чайковского театра драмы и комедии, Лидия Ионовна живёт в посёлке Новый, нередко выступает с музыкально-литературными композициями в местном Дворце культуры «Звёздный» и в местной средней школе. 

В последнее пятилетие у Лидии Волковой появились и новые авторские работы, драматургически выверенные и постановочно выстроенные. Это  моноспектакли «Весь мир – театр» и «Нам шепчет муза…» по сонетам Уильяма Шекспира, «Солнечные вспышки озарения» и «В зеркале памяти», в основу которых легли стихи автора этих строк. Любители поэзии Прикамья знают: художественное чтение Волковой отличает красивый жест и скульптурная поза, психологическая достоверность и доверительность интонации. Лидия Ионовна – прекрасный рассказчик-мемуарист. Свою содержательную речь она непроизвольно украшает яркими метафорами, наделяя героев рассказа меткими, но добросердечными эпитетами. И в этой зрительской среде она не слывёт актрисой (этого достичь легче всего!), а ею по факту является.

II.

Венки и лавровые, и терновые… Таковыми экспертная бригада театроведов и театральных критиков венчает участников конкурсных спектаклей на ежегодных смотрах лучших премьер театрального сезона профессиональных театров края «Пермская театральная весна». При традиционно светлой тональности разборов «полётов» за «круглым столом».

 

DSC01695DSC01695

18 – 20 апреля нынешнего года сказке «Вниз по волшебной реке» в постановке Чайковского театра драмы и комедии досталось сразу два венка: терновый – автору сказочной повести Эдуарду Успенскому. Члены экспертной бригады отнесли это произведение к разряду «не самых лучших», подчеркнули его «постмодернистский характер», вылившийся в «детский пародийный парафраз на темы русских народных сказок». В этом вопросе единодушие выразили Софья Ляпустина – заместитель председателя Пермского регионального отделения Союза театральных деятелей России, старший преподаватель кафедры режиссуры и мастерства актёра Пермского государственного института культуры Елена Малинина и обозреватель культуры интернет-журнала «Звезда» Григорий Ноговицын. 

А «лавровый венок» достался Светлане Геннадьевне Тетеновой – инсценировщику и режиссёру-постановщику сказки «Вниз по волшебной реке». По мнению экспертов, ей удалось преодолеть те «сомнительные художественные особенности, которые были присущи сказочной повести». Ими были отмечены «добродушие Тетеновой-режиссёра в сценической интерпретации материала», «увлекательность экскурса в мир русских народных сказок и сохранность трактовки их традиционных персонажей».

Обречённый на власть царь-батюшка Макар дал слабину. И неожиданно, с горечью узнал, кто среди его подданных был настоящим другом, а кто – завистником и льстецом и тем самым, будучи скрытым врагом, стал предателем… Хотя пересказывать содержание сказочного спектакля не имеет смысла. У широкого круга маленьких зрителей он имел в сезоне большой успех и, следовательно, хорошо известен. За воплощение ряда сценических образов в спектакле «Вниз по волшебной реке» эксперты выставили «отличные» оценки исполнителям действующих лиц Анастасии Гониной (смелая Девочка), Елене Сенько (Кикимора) и Александре Баталовой (Василиса Премудрая), Ивану Костоусову (добрый, доверчивый царь Макар), Сергею Пантющеву (Гаврила) и Кириллу Максимову (плут и предатель писарь Чумичка).

Сказка «Вниз по волшебной реке» Светланы Тетеновой лишена какой-либо новомодной политической подоплёки и новейших национально исторических веяний. Главная её мысль понятна ребёнку и очень ценна в процессе формирования его характера: с верными друзьями не страшны никакие враги. Ведь, согласно русской пословице, дерево держится корнями, а человек – друзьями! Сказка учит не бояться трудностей, бороться до победного конца, проявлять хитрость и смекалку. Учит тому, что на свете хороших людей больше, чем плохих. А, значит, добро всё равно победит зло. Таким единым определяющим замыслом для успешного решения воспитательных задач отличаются все сказочные постановки режиссёра Светланы Тетеновой последнего пятилетия. Среди них – «Ищи ветра в поле» Владимира Лифшица (2014), «Жила-была Сыроежка» Валерия Зимина (2016), «Приключения Пеппи Длинный чулок» по пьесе Наталии Вибе (2017), «Клочки по закоулочкам» Григория Остера (2018) и другие.

При рождении любого спектакля Светланы Тетеновой неизменным его художником-постановщиком является заслуженная артистка России Инесса Викторовна Муран. Верные подруги и единомышленники, они не распределяют между собой обязанности: будь то режиссура, художественное или музыкальное оформление – всё делается вместе. А после репетиций, прогонов, сдачи и премьеры полноправной хозяйкой сказки Светланы Тетеновой становится актриса Елена Васильевна Сенько. Если точнее – помощником режиссёра, координатором работы актёров и всех театральных служб. Режиссёр доверяет свою сказку Елене Васильевне, потому что она надёжна благодаря своей хорошей памяти и предельному вниманию, умению сконцентрироваться и быстрой реакцией. Но главное – Сенько-помреж обладает организаторскими способностями, умением находить общий язык с людьми и… стрессоустойчивостью. Ведь работа помощника режиссёра связана с постоянным нервным напряжением…

Так получилось, что в развивающемся чайковском профессиональном театральном искусстве творчество Тетеновой-режиссёра отодвинуло на второй план Тетенову-актрису. Справедливости ради отмечу, что в репертуаре Светланы Геннадьевны есть немало добротных актёрских работ. Диапазон созданных ею сценических образов поражает: от горделивой, даже надменной леди Монтекки в бессмертной шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта» и славной, мудрой и самоотверженной Лошади в мелодраме Марии Ладо «Очень простая история» – до огневолосой девицы, жены «Финиста – Ясного Сокола» в сказке Ивана Алифанова и служанки Ледяной Девы в новогоднем представлении Артёма Палкина «Битва Ледяных престолов». Главные роли, роли второго плана… Но это уже тема ещё одного рассказа.