В Год театра в России в рамках смотра лучших премьер театрального сезона профессиональных театров края «Пермская театральная весна – 2019» с 18 по 20 апреля в Чайковском театре драмы и комедии работала экспертная бригада театроведов и театральных критиков из краевого центра.

Художественный уровень пяти чайковских разножанровых спектаклей пяти режиссёров оценили Софья Григорьевна Ляпустина, старший преподаватель кафедры режиссуры и мастерства актёра Пермского государственного института культуры Елена Васильевна Малинина и обозреватель культуры интернет-журнала «Звезда» Григорий Алексеевич Ноговицын.

Из «взрослого» репертуара театр представил чеховскую драму «Чайка» в режиссуре Олега Хапова (г. Челябинск), комедию положений режиссёра Алексея Орлова «Дети понедельника» по пьесе Ивана Алифанова и новогоднюю историю дебютанта-постановщика Сергея Пантющева «Снегопад для Киры» Вячеслава Денисова. Пермские эксперты посмотрели и две сказки: «Три Ивана» Юлия Кима в режиссуре Алексея Орлова и «Вниз по волшебной реке» Эдуарда Успенского, которую поставили режиссёр Светлана Тетенова и заслуженная артистка России Инесса Муран.

 «Лавровые венки» достались чеховской «Чайке» и сказке «Три Ивана», соответственно, в режиссурах Олега Хапова и Алексея Орлова. За современность и подкупающую, органично вписывающуюся в ткань действий символистичность сценографических решений этих спектаклей похвалы удостоились приглашённые художники-постановщики Людмила Синицына (г. Киров) и Владимир Пономарёв (г. Алма-Ата, Казахстан). Напомним, обе работы театра «грантовые». Осенью прошлого года проект «Чайки» получил приличную финансовую поддержку из бюджета Пермского края, включающим в себя и субсидию из бюджета федерального. А «Три Ивана» – успешный конкурсант Министерства культуры Пермского края.

При анализе персональной игры артистов, в основном, именно участники спектаклей, понравившихся театроведам и критикам, были обласканы добрыми словами признательности. Краевых мэтров впечатлила яркость, запоминаемость галереи сценических портретов, созданной актрисой Анастасией Гониной: образ Нины Заречной – в «Чайке», а в «Трёх Иванах» – Царевны Милолики. Как очень интересные, отмечены актёрские работы Кирилла Максимова (земский врач Дорн), Артёма Палкина (роль Мельника), Ивана Костоусова (управляющий Шамраев и Кощей Бессмертный) и Сергея Пантющева (преуспевающий писатель Тригорин и Шах Бабадур). Много тёплых слов адресовалось Константину Калашникову (Треплев и Иван Варварин),  Дарьи Карпушиной (Маша), Елене Сенько (Баба Яга – в «Трёх Иванах» и Кикимора в сказке «Вниз по волшебной реке») и другим.   

За воплощение ряда сценических образов эксперты выставили «отличные» оценки и заслуженным артистам России Инессе Муран (в «Чайке» – известная актриса Ирина Аркадина) и Василию Костоусову (помещик Сорин), а также ведущим мастерам чайковской сцены Алексею Волкову (в «Трёх Иванах» – Царь Аггей ) и Галине Палеховой (Варвара).

Предсказывать что-либо – дело неблагодарное. И всё же рискнём предположить, что «Чайка» и «Три Ивана» могли бы достойно составить конкуренцию работам других профессиональных театров Пермского края – будущим номинантам очередного традиционного фестиваля-конкурса лучших спектаклей двухсезонья «Волшебная кулиса».

Члены экспертной бригады также обратили внимание на активность и отзывчивость чайковской театральной аудитории.