В рамках смотра лучших премьер театрального сезона профессиональных театров края «Пермская театральная весна – 2018» с 27 по 29 апреля в Чайковском театре драмы и комедии работала экспертная бригада театроведов и театральных критиков.

 
   

Художественный уровень пяти спектаклей трёх режиссёров оценили профессор кафедры филологического факультета Уральского федерального университета Леонид Петрович Быков (г. Екатеринбург), старший преподаватель кафедры режиссуры и мастерства актёра Пермского государственного института культуры Елена Васильевна Малинина и Софья Григорьевна Ляпустина, заместитель председателя Пермского регионального отделения Союза театральных деятелей России. Это три разножанровые спектакля Алексея Орлова – шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта», русская комедия «Сказ о Фроле Скобееве» Д. Аверкиева и музыкальная сказка «Золотой ключик» А. Толстого. В качестве конкурсных работ театра экспертной бригаде и зрителям была показана трагикомедия Ю. Полякова «Как боги» в постановке Артёма Палкина и сказка режиссёра Светланы Тетеновой «Приключения Пеппи Длинный чулок» по пьесе Н. Вибе.  

Светлый тон беседе за «круглым столом» задала  Софья Григорьевна Ляпустина. Она тепло поздравила чайковскую актёрскую дружину («дядька Черномор» – сценарист и режиссёр Артём Палкин) с успешным выступлением 9 апреля на XII Фестивале-конкурсе театральных капустников сценических коллективов Пермского края «Солёные уши». Будучи участниками всех без исключения краевых «капустников», актёры-юмористы Чайковского театра драмы и комедии, как правило, занимала третьи места. Однако в результате нынешних состязаний конкурсантов в артистизме и веселье, находчивости и остроумии чайковцы разделили «серебряный» Диплом лауреата II степени с командой Пермского академического театра оперы и балета им. П. Чайковского. А в индивидуальных номинациях Диплома лауреата фестиваля-конкурса «Солёные уши» был удостоен Иван Костоусов за исполнение в капустнике роли Софьи.

 
   

Разбор «полётов» за «круглым столов» частично стал продолжением диалога Пермского экспертного совета федерального проекта «Театры малый городов» партии «Единая Россия» с коллективом театра. Тогда, в декабре прошлого года прошла «партприёмка» поставленных на грантовые средства в рамках данного проекта трёх спектаклей режиссёра А. Орлова, нынешних конкурсантов – «Сказа о Фроле Скобееве», «Ромео и Джульетты» и «Золотого ключика».

В тот экспертный совет также входили С. Г. Ляпустина и Е. В. Малинина. Поэтому пермские театральные критики анализировали новые версии спектаклей А. Орлова сквозь призму устранения прошлогодних «декабрьских» недостатков. Если опираться на свежий взгляд профессора Л. П. Быкова, назвавшего «Сказ» и «Ромео и Джульетту» спектаклями, «греющими кровь зрителя», то процесс обновления постановок в целом прошёл позитивно. 

Действительно, критики отметили «удачное современное сценическое прочтение пьесы Д. Аверкиева», «актуальность темы русского национального плутовства» (С. Г. Ляпустина) и, «по сравнению с первым знакомством с этой работой Чайковского театра драмы и комедии, большую динамичность развёртывания действия наиболее отрадного спектакля», представленного на «Театральную весну – 2018» (Е. В. Малинина). При «стремлении к этнографической точности костюмов» и «буйстве бород в русской комедии» профессор Л. П. Быков отметил «уместность и достоверность фольклорных дивертисментов». Много лестных слов прозвучало в адрес Артёма Палкина, сыгравшего в русской комедии главную роль худородного дворянина Фрола Скобеева. Наделив своего героя ярким и отчаянным характером, актёр, по сравнению с декабрьским показом, превратил лихого русского предприимчивого плута в современного бизнесмена. И тем самым, подобно Остапу Бендеру, лирический герой вызвал у зрителя симпатии.

Предсказывать что-либо – дело неблагодарное. И, тем не менее, члены экспертной бригады «проехались» по русской комедии режиссёра Алексея Орлова «Сказ о Фроле Скобееве» в щадящем режиме. И можно предположить, что этот спектакль мог бы вполне достойно составить конкуренцию работам других профессиональных театров Пермского края – будущим номинантам очередного традиционного фестиваля-конкурса лучших спектаклей двухсезонья «Волшебная кулиса».

 
   

Постановку на чайковской сцене бессмертной шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта» эксперты посчитали «смелым шагом, свидетельствующим об определённом профессионализме театра». По оценке С. Г. Ляпустиной, «молодые актёры – исполнители главных действующих лиц сумели найти «золотую середину» между чувством гордости за содеянное и неуверенностью в себе, неудовлетворённостью собой. И спектакль состоялся, взяты очень высокие шекспировские ноты…». Иногда не без «фальши». К примеру, профессора Л. П. Быкова не удовлетворил «постоянный перенос действия в зрительный зал, слишком навязчивые пантомимические предсказания-«комментировании» Мэм трагической судьбы лирический героев и доминирование в музыкальном оформлении динамичного спектакля знаменитого, но довольно статичного Адажио Томазо Альбинони». А  Е. В. Малинину смутил «финал спектакля с «воскрешением при народе» Ромео и Джульетты, которые, взявшись за руки, побрели к свету в конце туннеля. И трагедийность спектакля свелась на нет».

Анализ спектакля «Как боги» носил явно субъективный характер. Критике подверглась не столько режиссура Артёма Палкина или качество исполнения актёрами действующих лиц спектакля, сколько сама пьеса Юрия Полякова. «Надуманность сюжета», «досадные провалы в драматургии», «недостаточная проработка социальных портретов», – суровый вердикт единодушно вынесли все члены экспертной бригады: «пьеса не достойна сценического воплощения» (), «спектакль поставлен в угоду чайковской публике, ради кассовых сборов» (С. Г. Ляпустина). В режиссуре же эксперты усмотрели лишь искусственное превращение задуманной автором трагикомедии в мелодраму… с трагическим финалом. Это создало актёрам определённые трудности в детальной разработке психологических рисунков ролей. По мнению Е. В. Малининой, лишь артистка Светлана Дорохова – в спектакле Вера Николаевна Гаврюшина – «до конца выдержала стиль мелодрамы». Похвалы удостоился и актёр Константин Калашников, сыгравший в спектакле Китайца. Точнее – некого китайского ритуального танцора, «приставленного к жертвенникам духа». «Его пластические позы, – восхитился профессор Л. П. Быков, – струили тихую красоту и чувственную грациозность».

 
   

Больший удельный вес замечаний пришёлся на режиссуру детских спектаклей. Как посчитала экспертная бригада, прошлогодние, «декабрьские» проблемы «Золотого ключика» в основном остались прежними: медленный темпо-ритм спектакля и рыхлая динамика развития действия вследствие нивелирования в спектакле ключевых, опорных и второстепенных эпизодов. «На сцене перемещений персонажей много, а в результате мало что происходит», – констатировал  Л. П. Быков. Особенно «не убедителен показ процесса «очеловечивания» кукол и животных» (Е. В. Малинина). Отчасти последнее свойственно и спектаклю режиссёра Светланы Тетеновой «Приключения Пеппи Длинный чулок», у которого тоже есть большой потенциал для роста. В частности, «мало заметно превращение «тихих», с позиции респектабельных («скучных») жителей городка, благопристойных  детей Аники и Томми в весёлых озорников и выдумщиков, как Пеппи, и любителей путешествий» (артисты Дарья Карпушина и Глеб Белкин).

Кстати, высокие гости обратили внимание на успешное «омоложение» артистического коллектива театра и создание в нём условий для реализации потенциальных возможностей актёров младшего поколения. Театроведов и критиков впечатлила яркость, запоминаемость галереи сценических портретов, созданной актрисой Анастасией Гониной: образы Джульетты и Варюши – в «Сказе о Фроле Скобееве», а в детских спектаклях – Мальвины и Пеппи. Как интересные, отмечены актёрские работы Артёма Палкина (веронский князь Эскал), Ивана Костоусова (стольничий сын Савва Лычиков), Сергея Пантющева (Велик-боярин), Анастасии Баталовой (олицетворение козней судьбы – Мэм и стольничья дочь Аннушка),  Дарьи Карпушиной (десятилетний Лавруша, брат Фрола) и других. А по поводу «Пеппи Длинный чулок» Е. В. Малинина акцентировала: «К давно известному нам комедийному актёрскому дуэту Артёма Палкина – Ивана Костоусова на сцене театра добавился ещё один в составе Кирилла Максимова – Константина Калашникова». 

Много тёплых слов адресовалось и ведущим мастерам чайковской сцены: заслуженной артистке России Инессе Муран (в «Сказе о Фроле Скобееве» – мамка Аннушки, Мак-Кенди – в мелодраме «Как боги») и Галине Палеховой (кормилица Джульетты, Стольничиха – в «Сказе» и Фрекен Розенблюм – в «Пеппи Длинный чулок»).

Члены экспертной бригады также обратили внимание на активность и отзывчивость чайковской театральной аудитории. Она бурно проявляла восхищение по поводу режиссёрских и актёрских «эврик» и великодушно прощала недочёты в постановках.