открыл свой 87-й сезон Чайковский театр драмы и комедии.

Зрители приятно провели вечер 6 октября на просмотре премьерного спектакля «Это не мы такие весёлые, это жизнь такая смешная» - инсценировки режиссёра Алексея Орлова по рассказам Аркадия Аверченко (1880 – 1925), русского писателя-сатирика, драматурга и театрального критика. Загадкой для зрителей стало определение режиссёром жанра спектакля: «кружальный лубок». Под словом лубок, видимо, подразумевается малоизвестный его синоним – балагурники, лубочные картинки сатирического или карикатурного характера. А разве не таковы по характеру содержания двенадцать рассказов-юморесок Аркадия Аверченко, которые легли в основу спектакля? Кружалом же в старину называли кабак. Ведь действие спектакля «бурлит» эпизодами или в неком питейном заведении двадцатых годов прошлого века, или на фоне оного. Возможно, в Париже? К примеру, – в популярном у русской эмиграции «первой волны» ночном ресторанчике-кабаре «Яр» на улице Пигаль или в «Тройке» на Фонтене? С непременными кутежами, сопровождаемыми надрывным пением «жестоких» романсов и огненными плясками цыган, и, как водится, пьяными слезами!

Такие яркие ассоциации рождались благодаря изобразительно-пластическому образу спектакля «в стиле», созданному театральным художником Лилией Бережненко, и удачным подбором русского шансона двадцатых годов прошлого века музыкальным оформителем Василием Ясновым. «Кружальный лубок» инсценировщика и режиссёра Алексея Орлова обладает свойством двухуровневого восприятия. Большинство зрителей пришли в театр, чтобы отдохнуть и расслабиться от повседневной жизни, окунуться в стихию положительных эмоций. И не обманулись в своих ожиданиях! Они могли представить себя сидящими, к примеру, в зрительном зале Театра эстрады имени Аркадия Райкина в Санкт-Петербурге на просмотре шоу-программы с её искромётными концертными номерами и юморесками. На «кружальном лубке» всё было гораздо круче. «Калейдоскоп» из пятидесяти трёх сатирических или карикатурных образов Аркадия Аверченко крутили всего шестнадцать актёров (в среднем по четыре роли на каждого!). Отсюда и частые переодевания и перевоплощения, что, в сущности, делает театр театром. И, как следствие, вопреки зрительской этике, частое оглушение спектакля громом аплодисментов в честь наиболее яркого исполнителя разнохарактерных действующих лиц.

Вот актёр Сергей Пантющев в роли еврейского скряги-отца, отказывающему сыну, подобно «скупому рыцарю», в материальной помощи, – в эпизоде «Экономия». А вот он уже перевоплотился в Пинкуса Розенберга, «скользкого как уж» владельца лавки «Ткани», пытающегося «втюрить» ненужный Самсонову товар (Артём Палкин). Аверченко, а вслед за ним и Орлов, наверно, потеряли бы свою индивидуальность, не прокатись они катком по еврейству! Колоритной у актёра Ивана Костоусова получилась фигура заискивающего перед посетителем Художника, ради славы запачкавшего холст в духе очередного модного «изма». Равно как и его Хирург в юмореске «Резная работа», постоянно забывающий во время операции в полости живота больного инструменты, а то и свой костюм. И операционную медсестру в придачу!

Артистом яркого комедийного дарования выступил в «кружальном лубке» Кирилл Максимов. Щеголеватый господин-ловелас, агент по продажам Цацкин с его агрессивным маркетингом, Грохотов, наглый любовник жены Вилкина – сразу семью ролями пополнил он свой репертуар! Часть зрителей почувствовала некий анахронизм неправдоподобных анекдотических ситуаций, доводимых до полнейшего абсурда (восприятие спектакля более высокого второго уровня). Таков был заказ интеллигентной публики времён Аркадия Аверченко, а именно: издевательством над глупостью обывателя города, «среднего» человека толпы, набить себе цену и отстраниться от действительности. Однако Алексей Орлов последовательностью рассказов писателя-сатирика преследовал цель по ходу спектакля не только поднимать в зрительном зале «градус» смеха. Конечно, сегодняшней публике было весело. Но только потому, что и сегодня наша жизнь такая же смешная. Смеялся и сам режиссёр – сквозь слёзы. Вот почему в «кружальном лубке» нет-нет да слышался гоголевский лейтмотив из «Ревизора»: «Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!»…

После спектакля разогретые смехом зрители стали свидетелями торжественного церемониала открытия 87-го сезона Чайковского театра драмы и комедии. Сердечно поблагодарил чайковцев за преданность театру его главный режиссёр Алексей Алексеевич Орлов. А с открытием сезона с пожеланием новых ярких премьер тепло поздравил заместитель главы Чайковского городского поселения по социальным вопросам Сергей Александрович Генеральчук. На следующий день, светлым воскресеньем, 7 октября стартовал 87-й театральный сезон для детей. Режиссёр Светлана Тетенова изрядно позабавила юных зрителей сказкой «Приключения Пеппи Длиный чулок» по пьесе Наталии Вибе. Это замечательная история про девочку, которая смогла воплотить мечту всех детей: делать то, что хочешь, а не то, чего требуют взрослые. И тем самым сохранила в себе представления о силе и благородстве, богатстве и щедрости, свободе и самоотверженности. В маленькую рыжую проказницу-фантазёрку Пеппи полнокровно вдохнула жизнь актриса Анастасия Гонина, а её благопристойных друзей Анику и Томми блестяще сыграли, соответственно, Дарья Карпушина и Глеб Белкин. Внимание даже детей-непосед сосредоточил магнетизм великолепного художественного оформления спектакля, разработанного заслуженной артисткой России Инессой Муран.

В добрый путь, 87-й театральный сезон!