по пьесе Юлия Кима подарил зрителю Чайковский театр драмы и комедии 6 октября – во второй день открытия 88-го театрального сезона. Новая работа режиссёра Алексея Орлова, предназначенная для семейного просмотра, осуществлена при поддержке Министерства культуры Пермского края. 

«Три Ивана» без преувеличения «нетленка»! Она дитя советской киносказки 1985 года «После дождичка в четверг» режиссёра Михаила Юзовского. Олег Табаков (царь Авдей), Владислав Толдыков (Иван-царевич) и Валентина Талызина (Варвара-ключница), Семён Фарада (шах Бабадур), Марина Яковлева (Жар-птица) и Татьяна Пельтцер (Сторожиха) –  этот звёздный актёрский состав позволил фильму по зрительской популярности уже дожить до возраста Иисуса Христа! Хотя сюжету фильма далеко не тридцать три года. Наверное, все сто тридцать три! Ведь сценарий написан Кимом по одноимённому либретто Александра Островского к ненаписанной опере. А сам Юлий Черсанович – замечательный поэт, бард и драматург сыграл в этой киносказке роль Опахальника шаха Бабадура.   

С тех пор началось победное шествие «Трёх Иванов» по российским сценам, покоряя сердца нескольких поколений зрителей. И порой постановщики, вдохновляясь театральной материей пьесы, находили свои оригинальные сценические решения. Есть «эврики» у режиссёра-постановщика сказки «Три Ивана» Алексея Орлова.

Представьте себе: знойный летний денёк, по Некрасову, – «в полном разгаре страда деревенская». После косьбы сельчане решили разыграть сказку, так, скажем, наградили себя между делом – бездельем! Из слег, оглобель и жердочек наскоро сварганили мельницу-круговерть. На её лопасти навесили домотканины – ковры, половики, полотенца. И в их чётких геометрических русских народных орнаментах со строгими линейными ритмами ярко зазвучала завораживающая цветовая гамма. Чем не кулисы и задник сцены, хоть и импровизированной? Поворот мельницы, и мы – в царских палатах. Ещё один-другой, и зрители оказываются то во дворце шаха Бабадура, то в мрачном замке Кощея Бессмертного. Лаконично, выразительно, а главное – остроумно и по-доброму! Как сдержать себя и не воскликнуть: «Молодец художник-постановщик сказки «Три Ивана» Владимир Пономарёв, сценограф из культурной столицы Казахстана города Алматы! Большое спасибо!»  

Тем не менее, представление «народного» театра в театре началось.          

У царя Аггея родился долгожданный первенец – сын-наследник. В ту же ночь и у хитрой коварной царской ключницы Варвары появился на свет сын. А позже во дворце обнаружился и третий мальчик – подкидыш. Всех и нарекли одинаково – Иванами. Растрогался царь Аггей и приказал растить малышей всех вместе как братьев. Казалось, каждому Ивану уже суждена своя доля: одному – царствовать и царевну Милолику от Кощея Бессмертного спасать. Другому – на мельнице добывать хлеб насущный в поте лица своего. А третьему – песни петь, на ковре-самолёте летать да хитростью отбивать у шаха Бабадура себе суженную – Жар-птицу. Да вот только Варвара-ключница лишь родной кровинушке возжелала счастливой судьбы наследника царства Аггея. И переложила она своего сына в царскую зыбку, отправив остальных Иванов на мельницу.

Однако не будем лишать зрителей удовольствия самим насладиться новой сказкой Чайковского театра драмы и комедии – живой и выразительной, яркой и красочной. С сочным русским народным юмором! Лишь заинтригуем вас: немало забавных приключений и тяжких испытаний придётся преодолеть трём Иванам.

В актёрском ансамбле спектакля все «партии» получились «вкусными», в совокупности как желанная коробочка с излюбленными конфетами ассорти: и доброго до наивности царя Аггея (Алексей Волков), и благородного Ивана-царевича (Максим Тихонов), и его двух названных таких разных по характеру братьев – Ивана Варварина (Константин Калашников), и Ивана-подкидыша (Кирилл Максимов). Не оставил зрителей равнодушными созданный артисткой Галиной Палеховой сценический портрет Варвары-ключницы – матери, чересчур заботящейся о счастье своего дитяти. Яркой и эксцентричной, тем не менее, удивительно обаятельной, ей готовы были простить даже подлог!

Очевидное невероятное, но очень обаятельным получилось в спектакле всё зло. К примеру, Иван Костоусов своего Кощея Бессмертного заметно «очеловечил». Коварного чародея, охочего до сказок, актёр сделал смешным, пластичным и азартным. «Погранец» Кощеева царства – Баба Яга, в одиночестве живя на болоте, в душе рада встрече с людьми. Её строгость и злобность напускные (по штату положено!). Зато заботливости и желания помочь – хоть не занимай! Исполнение этой психологически сложной роли требуют немалого актёрского мастерства и умения. И Мария Картазаева справилась с нею на «отлично», о чём свидетельствовали горячие аплодисменты.

По окончании спектакля в беседе с детьми выяснились самые запомнившиеся им образы. Кроме вышеназванных, это царевна Милолика (Анастасия Гонина), Жар-птица (Александра Баталова) и шах Бабадур (Сергей Пантющев). Единение актёрской игры и яркая картинность театральных костюмов – сила великая!         

О сказке «Три Ивана» в режиссуре Алексея Орлова можно говорить и говорить. Однако пора и меру знать! Надо что-то оставить и на суд зрителей. Приятного просмотра!

Вадим Бедерман