«Иван-царевич и Серый волк». Попробуем предугадать, как воспримут название премьерного спектакля наши просвещённые детки? Первую волшебную историю, которую «поведает» Чайковского театра драмы и комедии 7 октября?

 – Знаем, знаем! – наверняка закричат они хором. А затем в разнобой да наперебой: «У царя было три сына! Повадилась Жар-птица красть в саду яблоки! Опечалился царь и отправил трёх своих сыновей по свету на поиски воровки! Серый волк съел коня у младшего брата – Ивана-царевича! А потом стал помогать ему: подсказал, где раздобыть Жар-птицу и вернуть царю-батюшке яблоки! А в награду за Иванову смелость – и златогривого коня с невестой Еленой Прекрасной! Но завистливые и коварные братья убили Ивана-царевича и всё у него забрали…». 

Действительно, сюжет этой русской народной сказки нам с раннего детства привычен. Только спектакль получается необычен! Помните, как добрая ведунья Баба-Яга готовила волшебное зелье-напиток? И росинки на утренней зорьке с травушки смахнула, и лепестки полевых цветов – ромашек да васильков в эту водицу добавила! С мятой и душицей в придачу! Вкус? – «Кока-колы» и «сэвэн-апы» всякие отдыхают!

Также вдохновенно «колдуют» над спектаклем и наши чайковские драматурги Артём Палкин и Алексей Орлов, который, к слову, и пьесу оживляет. На сцене он «венчает» сказки «Об Иване-царевиче и Сером Волке» с «Молодильными яблоками и живой водой», пристально вглядываясь и в дохристианскую Древнюю Русь. Точнее, по-пушкински, в «преданье старины глубокой», вплоть до славяно-арийских вед, когда Баба-Яга Костяная нога ещё не была злобной косматой старухой-каннибалом, а Бабой Йогой Златой ногой или Йогиней-Матушкой – юной и добрейшей богиней-красавицей с каре-зелёными глазами и роскошными русыми косами. Вечно прекрасную, любящую и добросердечную, её почитали наши предки как Богиню-покровительницу детей-сирот и детей вообще…           

Смеем уверить, это сказочное действо заворожит не только маленьких детишек, но и подростков. Ведь то, что произойдёт в сказке А. Орлова – А. Палкина, её сюжет со своими увлекательными поворотами и персонажами лишь внешний план, вершина ослепительно сверкающего айсберга. В зашифрованных символах на сцене воскреснут сакральные знания наших далёких предков славян о двух мирах – обыкновенном, видимом нами, и «ином», потустороннем. Виртуальном, как сейчас говорят! И окажется, что Змей Горыныч – олицетворение абсолютного зла, дремучий лес – это граница между миром живых и мёртвых (Тридевятое царство), Вещий Камень у развилки трёх дорог это вечный вопрос выбора одного из трёх путей – истинного. А молодильное яблоко – символ бессмертия и вечной молодости. И здесь вам, дорогие ребята, придётся не раз восхититься великолепием сценического оформления художника-постановщика Людмилы Синицыной, которая мастерски раскроет вам глубины русского символико-художественного творчества.   

Пристально всмотреться в спектакль-сказку «Иван-царевич и Серый волк» юным зрителям помогут заслуженные артисты России Инесса Муран (Баба Яга) и Василий Костоусов (Доминиум), актёры Сергей Борзенко (Царь), Константин Калашников, Виталий Брянский и Иван Костоусов, которые перевоплотятся в трёх братьев-царевичей, соответственно, – в Ивана, Василия и Дмитрия. Своей игрой спектакль также украсят Артём Палкин (Серый волк), Анастасия Гонина (Елена Прекрасная) и Алексей Волков (Змей Горыныч).

Вадим БЕДЕРМАН