27 марта – Международный День театра

По инициативе Председателя Союза театральных деятелей РФ Александра КАЛЯГИНА и в соответствии с Указом Президента эта многоплановая масштабная культурная акция набирает обороты по всей стране.

Для чего задуман Год театра в России? Выражаясь бюрократически, для того, чтобы «придать стимул развитию театрального искусства и театрального процесса в стране» (Владимир МЕДИНСКИЙ, Министр культуры РФ). Акция включает в себя и популяризацию подлинного театрального искусства среди широких зрительских масс, особенно молодёжи, и увеличение количества показов в провинциальных театрах, и возможность заявить о своём таланте молодым актёрам и режиссёрам, и многое другое. Прослышав о скором начале капитального ремонта и реконструкции помещений Чайковского театра драмы и комедии, наш широкий зритель заволновался, согласуется ли это с пунктом «увеличение количества показов»?   

Судя по успешному старту выполнения театром нынешнего «Плана выпуска спектаклей», согласуется.

Год театра в у чайковской Мельпомены начался 2 марта с премьеры сказки режиссёра Светланы Тетеновой «Вниз по волшебной реке» по мотивам повести Эдуарда Успенского. Художником-постановщиком традиционно выступила Инесса Муран, заслуженная артистка России. К этому феерическому действу вполне подошёл бы девиз «Всё лучшее – детям»! Вот его полюбившийся ребятам краткий сюжет.

Современная девочка приехала на каникулы к бабушке в деревню. Однако бабушка оказалась Бабой Ягой, только очень милой (артистка Анастасия Панина). А деревня – сказочным царством, в котором произошёл «государственный переворот». Кощей Бессмертный (Константин Калашников) с помощью предателя – писаря Чумички (Кирилл Максимов) захватил трон, скипетр и державу.  А в сообщниках у него – Лихо Одноглазое (Светлана Дорохова), Соловей-Разбойник (М. Грачёв) и Змей Горыныч (артисты театра)! Вот и пришлось девочке выручать из беды замечательного царя Макара (Иван Костоусов), Василису Премудрую (Анастасия Баталова), дядюшку Домового (Глеб Белкин) и других добрых сказочных героев. Без неё они бы пропали.

В течение года театр подарит юным зрителям ещё три спектакля. Ориентировочно 25 мая театр завершит свой 88-й сезон премьерой легендарной «Мухи-Цокотухи» по мотивам одноимённой сказки в стихах Корнея Чуковского. Постановку осуществит чайковский режиссёр Алексей Орлов совместно с казахским сценографом Владимиром Пономарёвым из города Алматы. Этот творческий дуэт хорошо известен нашему юному любителю театрального искусства по сценическим воплощениям сказок «Три Ивана» Юлия Кима и «Финист – Ясный Сокол» Ивана Алифанова. А 5 октября театр откроет свой 89-й сезон для детей новой работой А. Орлова и В. Пономарёва: премьерой спектакля «Остров сокровищ». Его основу составит пьеса-игра драматурга Михаила Рощина, который написал её по мотивам знаменитого приключенческого «пиратского» романа Роберта Льюиса Стивенсона, крупнейшего представителя английского неоромантизма.

И, наконец, завершит у нас «Год театра в России» новогоднее представление со сказкой, – сценарий и пьесу традиционно напишет и «оживит» на сцене Артём Палкин, популярный чайковский актёр, драматург и режиссёр.  

А чем театр порадует взрослого зрителя в ближайшее время? В рамках Года театра в России? 13 апреля состоится премьера спектакля «Снегопад для Киры». Автор пьесы Вячеслав Денисов обозначил жанр своего детища предельно кратким анонсом: «немного о любви в двух действиях». Это романтико-лирическая история с детективным привкусом. Действие происходит в современном Санкт-Петербурге, в шикарной квартире на одном из последних этажей в элитном доме «Монблан». В ней спокойно живёт Кира, успешный адвокат и просто красивая двадцати семилетняя девушка. Она даже не представляет, что в её жизнь нежданно-негаданно ворвётся таинственный человек в чёрном. Кроме них, зритель встретит подполковника полиции, счастливую парочку – весёлых соседей Киры и… такую непредсказуемую погоду. 

Спектакль «Снегопад для Киры» – режиссёрский дебют молодого актёра Сергея Пантющева (художник-постановщик Лилия Бережненко). Несмотря на полуторагодовалый стаж работы в театре, он уже запомнился и взрослому, и детскому зрителю целой галереей ярких разнохарактерных сценических образов. В шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта» Сергей Пантющев – сердобольный покровитель влюблённых, францисканский монах брат Лоренцо, в чеховской «Чайке» он – преуспевающий беллетрист Борис Тригорин, а в русской комедии «Сказ о Фроле Скабееве» по пьесе Дмитрия Аверкиева – грозный и властный Велик-боярин, с Москвы наезжий. Насколько колоритно обрисованы актёром негодяи и мерзавцы! – К примеру, олигарх-циник Эдуард Непочатый («Как боги» Ю. Полякова) или кровавый мафиози  Марчелло («Дети понедельника» И. Алифанова)! Живописен и красноречив Сергей Пантющев и в кружальном лубке Алексея Орлова «Это не мы такие весёлые, это жизнь такая смешная» по рассказам Аркадия Аверченко. Вот актёр в роли еврейского скряги-отца, отказывающему сыну, подобно «скупому рыцарю», в материальной помощи, – в эпизоде «Экономия». А вот он уже перевоплотился в Пинкуса Розенберга, «скользкого, как уж» владельца лавки «Ткани».

Детей же пленили обретшие благодаря актёру сценическую жизнь герои сказок: в «диапазоне» от несколько придурковатого, «прикольного» Шаха Бабадура («Три Ивана» Ю. Кима), до справедливого в своём волшебстве Деда Мороза, персонажа новогоднего представления Артёма Палкина «Битва ледяных престолов».

Знаменательным и, безусловно, памятным событием в театральной жизни города станет премьера спектакля «Маленькие трагедии» Александра Сергеевича Пушкина. Ведь в Год театра в России, 6 июня исполнится 220 лет со дня рождения «солнца русской поэзии» драматурга и прозаика, теоретика литературы, историка и публициста. С другой стороны, открытие «Маленькими трагедиями» 89-го театрального сезона для взрослого зрителя 5 октября является «мостом» в далёкую «болдинскую осень» 1830 года, в которую Пушкин и создал этот шедевр.

Скупость в рыцарских доспехах («Скупой рыцарь») и зависть к другу-гению, послужившая мотивом убийства («Моцарт и Сальери»). Прелюбодеяние поэта любовной страсти («Каменный гость») и гордыня, дерзнувшая померятся силами с неминуемой смертью («Пир во время чумы»). Трагедия интеллекта через грехопадение, приведшая к апофеозу Смерти в финале каждой пьесы – такой «лейтмотив» прозвучит в спектакле челябинского режиссёра Олега Хапова, уже осуществившего постановку на чайковской сцене чеховской «Чайки». Разработкой исторических костюмов испанского и английского Средневековья, а также австрийского классицизма занимается художник-декоратор театра Лилия Бережненко.

На малой родине любителям театра не менее трогательны и события регионального значения. 2 апреля исполнится 80 лет Лидии Ионовне ВОЛКОВОЙ, ведущему мастеру сцены и одной из основательниц Чайковского театра драмы и комедии, заслуженной артистке Российской Федерации. Юбилейные торжества в рамках Года театра в России пройдут в Чайковском театре драмы и комедии в пятницу 5 апреля. В программе – сцены и вокально-хореографические номера из комедий режиссёра Алексея Орлова «Лисистрата» Аристофана, «Недоросль» Дениса Фонвизина и водевиля Валентина Катаева «День отдыха» с участием Лидии Ионовны. По окончании бенефиса актрисы – церемония чествования юбиляра.

Удачного просмотра и активного участия вам, дорогие зрители!