Праздничными презентациями чайковцев уже не удивить! Возможно, потому, что однообразие их сценариев «приелось». А именно: при скоплении народа – поздравительный «коктейль» из официоза, искренности и любезностей.

Затем, под аккомпанемент аплодисментов – читка благодарственных писем и телеграмм вышестоящих организаций с последующим купанием виновников торжества в море цветов. Концерт и, наконец, «мощные» финальные аккорды мероприятия – шведский стол с горячительными напитками с шампанским во главе.На праздничных торжествах 20 августа по случаю открытия скульптурного комплекса «Левша» на территории предприятия «Эрис» ничего подобного не было…

I.

 

  Небо обволокла пепельно-голубоватая дымка, – жара подъедала последнюю утреннюю прохладу. А во дворе предприятия «ООО «Эрис» ярились изумрудами кроны берёз. Их «стайки» гордо устремлялись ввысь с трёх ухоженных газонных «островков»-рощиц. За широко распахнутыми воротами центрального въезда на территорию предприятия сразу же привлекла внимание величественная фигура человека. Он был закутан в покрывалах. Рядом же, на каменном постаменте – раскрытая книга, высеченная из тёмно красного гранита. На её левой странице контррельефно был вырублен текст: «Символ русского трудового мастерства». Справа – мудрое изречение Д. И. Менделеева: «Без явного усиленного трудолюбия нет ни талантов, ни гениев». «Левша», – догадались мы! Эту парковую скульптурную композицию окружали вазоны с живыми яркими цветами. В центре двора сымпровизировали летний театр. Всё, как полагается: высокая сцена, закрытая занавесью; с двух сторон от неё – глухие подсобки закулисия.

  Зрители уже полностью заполнили длинные скамьи у подмостков сцены. Те, что оделись попроще, были «своими», работниками предприятия «Эрис». Меньшая часть зрителей, приглашённые гости выглядели по-праздничному. Однако зрительское большинство составили дети. Ребячье аншлаговое «половодье» объяснимо таким обстоятельством. Своим маленьким «эрисятам» родители сообщили, что силами Чайковского театра драмы и комедии будет показан сказочный спектакль «Левша», специально заказанный дирекцией предприятия. А это круто! Не согласиться с мнением невозможно. Если какая-либо организация и заказывала чайковской Мельпомене представление в честь своего важного корпоративного события, то она предлагала спектакль текущего репертуара. По принципу «чем богаты – тем и рады»! Лишь однажды, тридцать четыре года назад театр выполнил «спецзаказ» Бориса Алексеевича Яковлева, генерального директора комбината шёлковых тканей. И свой первый сезон Чайковский государственный драматический театр открыл 30 октября 1982 года социально-бытовой комедией режиссёра Людмилы Журавской «Мои надежды». В основу спектакля легла пьеса о ткачихах Михаила Шатрова, драматурга московского.

  А «Левшу» для «Эриса» написал и поставил Артём Палкин, детский драматург, режиссёр и актёр чайковский. Это четырнадцатый авторский спектакль Артёма Олеговича. После представления вспомнить его имя ребята не смогли. Зато обнаружили знание двух сказок А. Палкина: «Джек-воробей и дочь Дракона» и «Как грустный Тушканчик свои ушки искал»!.. Праздничные торжества начались с детского утренника с последующей экскурсией по цехам «Эриса». Кроме детей, экскурсионную группу составили «те, кто был одет более празднично», то есть гости. О группе компаний «Эрис» экскурсанты имели лишь общее представление. Знали, что кроме ремонта измерительных приборов и инструментов, предприятие занимается их монтажом и техническим обслуживанием, испытанием, навигацией, локацией и прочим. Короче, по их предварительному мнению, работники «Эриса» – это скромные «киповцы». Однако в ходе знакомства с предприятием широта его деятельности буквально ошеломила! Относясь к категории малого бизнеса, «Эрис» – заметная региональная звёздочка на карте развития приборостроительной промышленности России. О состоятельности этой группы компаний свидетельствует наличие солидных заказчиков. Среди них – крупные предприятия по добыче и переработке нефти, газа и других полезных ископаемых, заводы по производству химической продукции и фабрики по изготовлению пищевых продуктов и напитков. Но эта темы достойна отдельного разговора. Главное другое. Дело даже не том, что впервые за шестидесятилетнюю историю города Чайковского преуспевающее предприятие «Эвис» заказало театру эксклюзивный спектакль. Прежде всего, руководство заботится о морально-психологическом климате в трудовом коллективе, сплачивает его посредством приобщения к искусству и культуры отдыха. А это надёжные гаранты трудоспособности и взаимовыручки, производственной инициативы и желания дальнейшего совершенствования мастерства работников.

II.

  А что произойдёт, если в «Эрисе» все разленятся – от грузчиков до руководства предприятием? Такая ситуация в иносказательной форме и была разыграна в затейливом и причудливом спектакле «Левша». Поэтому драматург и режиссёр пропитал его духом пушкинской морали из «Золотого петушка»: Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок! Действо обворожило нас уже с первых «тактов». Необыкновенный город Эрисград объединил самых трудолюбивых, самых честных жителей страны – мастеров, подмастерьев и рабочих. Создавая удивительные вещи, они трудились с утра до вечера, не покладая рук. Радовался Царь (актёр Иван Костоусов), глядя на свою процветающую столицу! Да и сам он был не промах: строгал из дерева игрушки разные и раздавал их на ярмарках детишкам местным. Но вот случилась беда. Пришла в Эрисград напасть невиданная – Лень огромная и могущественная. Она околдовала всех, кто жил в городе и его окрестностях. И впали все в дрёму ленивую: важный Думский боярин-советник (актёр Александр Ляйс), придворные няньки (актрисы Галина Палехова, Надежда Бурылова, Елена Сенько, Анастасия Панина и Анастасия Гонина) и даже некогда шустрые, забавные скоморохи (заслуженная артистка России Инесса Муран и Светлана Тетенова).

  Так был раскрыт красивый жизненный учебник с «живыми картинками». Он не только развлекал зрителя, но и ненавязчиво их воспитывал. Прежде всего – маленького. После праздничных торжеств, Владимир Иванович Юрков, генеральный директор ООО «Эрис», признался: – Трудовой коллектив у нас молодой. Средний возраст работников составляет тридцать три года, – детей много. Понятно, что через десять – двадцать лет дети смогут заменить на привлекательном для них производстве своих постаревших родителей. И появятся целые рабочие династии. А действо разворачивалось всё стремительнее и стремительнее. Хотя царь и сам обленился вконец, но всё же нашёл в себе силы издать указ о созыве со всех концов страны самых лучших мастеров. И заставил их самодержец совет держать как Лень извести. – А может, нам Лень задобрить? – предложил мастер что похитрее (актёр Юрий Ерошкин). – Фрукты ей в дар, меха богатые, золото несметное?.. – Что, ежели нам построить большой корабль? Загрузить в его трюмы всех жителей и сбежать от Лени проклятущей? – присоветовал второй мастер, что потрусливее (Константин Калашников). – Надо созывать армию, Ваше Величество, то есть тех, кто сможет с ленью сразиться, – решительно заявил третий мастер, что посмелее (Виталий Брянский). И воскликнул Царь: – Где мы армию-то возьмём? Наша-то вся вповалку лежит. Лень их, словно игрушечных солдатиков, повалила. – Да вот же! Посмотрите, Ваше Величество, сколько ребят сегодня пришло!.. Эти мальчики и девочки, дети мастеров Эрисграда – самые верные бойцы с ленью! Да только для победы над Ленью понадобится оружие особое – трудолюбие. Об этом ребята сами догадались! И под предводительством третьего, самого сообразительного мастера, отправилось войско в поход в поисках Трудолюбия (Игорь Просянников). Когда же его нашли, всю ночь мастера «колдовали» в кузнице, чтобы волшебные мечи и щиты для войска выковать. А на утренней зорьке вооружили ребятишек – девчонок и мальчишек. К их огромному удовольствию! Однако, как оказалось, воинственно беснующуюся Лень (Елена Гречан) холодным оружием не одолеть! Но в ходе «жаркого боя» у злодейки обнаружилось слабое место: не терпит она правильных ответов ребят на загадки о труде и трудолюбии, равно как и знаний русских народных пословиц и поговорок на эту тему! В корчах, с дикими воплями исчезла Лень из Эрисграда навсегда. Поблагодарив третьего мастера за помощь в изгнании Лени, спросил его царь: – Как звать-то героя нашего? – А зовут меня просто, Ваше Величество, – Левша. Так меня в наших местах завсегда величали. – Помощь твою нашему Эрисграду мы должны увековечить, – распорядился царь. – Прямо тут, на центральной площади нашего славного города! И под торжественную музыку сдёрнули покрывала со скульптуры. Ахнули от восхищения зрители!..

  На гранитном постаменте, у наковальни застыла в задумчивости бронзовая фигура мастерового Левши. Пристально рассматривал он что-то в поднятой к глазам правой руке. Подкованную им английскую блоху? Автором этого скульптурного комплекса является ижевский скульптор Павел Медведев. Сам же памятник отлили мастера производственного предприятия «Лит». Так легендарный тульский Левша из сказа Николая Лескова навечно прописался в Эрисграде… И я там был. Допустим, мёда-пива не пил – не полагалось: дети! Зато прозорливые устроители праздничных торжеств выставили фуршетом соки-воды, дабы каждых жаждущий смог жару несусветную одолеть. Поклон вам до пояса!

Вадим БЕДЕРМАН