Ласковый голос реки могут услышать многие. Но поймёт его сердцем как приглашение на свидание лишь речник. Желание откликнуться на этот зов у Людмилы Алексеевны Чирковой круглогодичное. Постоянное и стороннему наблюдателю трудно объяснимое. Он может подумать: адреналиновая зависимость. И – да, и – нет! Просто бывших речников не существует. А любой речник знает: устал от трудов праведных – обратись к воде. Она поможет обновиться, почувствовать улучшение, как физического состояния, так и внутреннее преображение.

Как правило, очередной отпуск в июле Людмила Алексеевна проводит в круизах на теплоходах по Каме и Волге. И стоит только в беседе коснуться темы её водных путешествий, как Людмила Алексеевна сразу помолодеет, расцветёт и постарается зажечь вас своими впечатлениями от увиденного и услышанного ею. В Елабуге – это Башня «Чёртово городище», экспонаты домов-музеев кавалерист-девицы Натальи Дуровой и художника Ивана Шишкина. На острове-граде Свияжск – белокаменный Успенский собор и Кремль с «Покровкой» – в Нижнем Новгороде. А полная очарования живописная природа окрест Плёса, вдохновившая на творчество Илью Левитана? Её память бережно хранит десятки и десятки достопримечательностей.

Лето в зените для Людмилы Алексеевны, инженера по содержанию зданий Чайковского театра драмы и комедии, – это аккумуляция энергии перед одиннадцатимесячным трудовым марафоном с его подготовкой к осенне-зимнему отопительному сезону, к открытию и закрытию сезона театрального. А кто и когда считал, сколько миллионов её нервных клеток губит необходимость контроля за исполнением своих должностных обязанностей вахтёрами и техничками, дворником и сантехником? Уж лучше не вспоминать…  

Лет десять назад Людмила Алексеевна путешествовала на теплоходе «Александр Фадеев». Проходили мимо Нижней Курьи. В затоне бывшего судозавода «Кама» гнил дебаркадер, наполовину ушедший под воду. Ржавели разрезанные баржи и «раздетые» пароходы-колёсники. Её пароходы! А ниже по течению Камы её звало помянуть себя ржавое кладбище родной Чайковской ремонтно-эксплуатационной базы флота. И… порушенный речной вокзал. Под крутым размытым берегом «рэбовского» леса «приказывали долго жить» стройные вековые сосны с красавицами-елями. Рукотворное море Воткинской ГЭС мстило людям за своё сиротство и бесхозность.      

«В ракушках и придонном иле // Ржавеют наши якоря», – вздохнули бы строками Евгения Орловского «ракеты» и «метеоры», буксиры-толкачи и баржи. Словно под «эпитафией» этого замечательного чайковского капитана-речника и поэта-фронтовика: «Ваша, романтики, слава // Выбита знаками «sos»! Такая картина удручала Людмилу Алексеевну вплоть до самой Ершовки и Симонихи. Видимо, Камский речной бассейн стал кому-то в тягость. А там, ниже устья Вятки, до сих пор бороздили воды матушки-Волги суда всех групп и всех районов плавания! И сердце Людмилы Алексеевны резанула щемящая тоска – песней Юрия Левитина – Геннадия Шпаликова:  

Ах ты, палуба, палуба,

Ты меня раскачай.

Ты печаль мою, палуба,

Расколи о причал.

2     

Более полувека назад, двенадцатилетняя Людмила Калягина услышала песню «Палуба» в сарапульском кинотеатре «Восток». В фильме «Коллеги» её исполнил Олег Анофриев, сыгравший в нём роль молодого врача Владьки Карпова. На повторный просмотр фильма Людмила пригласила подругу, чтобы записать слова понравившейся ей песни по системе «мои – нечётные строки, твои – чётные». Успели вовремя: нежданно-негаданно фильм со звёздным составом актёров «исчез». Уже в восьмидесятые перестроечные годы Людмила Алексеевна узнала, что «Коллеги» были экранизированы по одноимённой повести Василия Аксёнова. Причиной запрета фильма стала близость писателя к диссидентскому движению эпохи генсека Леонида Ильича Брежнева и его вынужденная эмиграция в США.

А песня – простая и сердечная – уже ушла «в народ». Особенно она полюбилась теми водниками, которых река связала и семейными узами:

Пароход белый-беленький,

Чёрный дым над трубой,

Мы по палубе бегали,

Целовались с тобой.

На судах различных групп ходили по Каме родители Людмилы – вместе, как нитка за иголкой. В последнюю навигацию они вышли на пароходе-колёснике «Сергей Тюленин»: отчим Александр Никифорович Буторин – первым помощником механика, мать Галина Ильинична – матросом. Кстати, и дед нашей героини – Никифор Максимович был бакенщиком и шкипером на пароме «Ершовка – Сарапул».

Наверно, под магией песни «Палуба» оказалась и судьба Людмилы. Устроилась, было, пятнадцатилетней девчонкой в Сарапульский городской торг ученицей продавца, затем младшим продавцом, но через три года поняла – не её! И решила пополнить собой семейную династию речников. Поняла, река – это та дорога, с которой, по крайней мере, не собьёшься. Тем более что старший брат Николай Александрович уже работал судовым машинистом, а младший Владимир – мотористом на катере «Тетерев».

Вот когда в судьбу Людмилы вплелась яркой лентой строка песни Левитина «мы по палубе бегали, целовались с тобой»! Правда, не так буквально. Будучи матросом-мотористом на пароходе-колёснике «Ползунов» Людмила познакомилась с Коленькой в декабре 1971 года на танцах в клубе Симонихинского РЭБа флота. С той поры они уже никогда не расставались. После окончания Пермского речного училища карьерный рост Коленьки – Николая Фёдоровича Чиркова пошёл вверх: рулевой-моторист, третий штурман, механик и, наконец, капитан-дублёр. И на какое бы судно его не переводили, там же тянула лямку навигации и его Людмила. Кто скажет, сколько «чёрных дымов над трубой» прокурилось над головой Людмилы, уже Чирковой, за дюжину лет! В 1971 – 1983 годах, в качестве матроса-рулевого она ходила по Каме и Волге на пароходах-колёсниках «Ползунов», «Вихрь» и на теплоходе «ОТА – 888».

А поваром Людмила Алексеевна колдовала над кастрюлями и сковородками в камбузах пароходов «Механик Калашников» и «Лев Доватор» и теплоходов «Дунайский – 65», «ОТА – 866» и «ОТА – 855»! Колдовала азартно, вдохновенно! Знала, «на флоте буквою заглавной // Был и останется Обед», как подметил в «Рассказе о флотском поваре» Александр Бузмаков, чайковский капитан-речник и поэт, ещё один её знакомец:

Не покорми – начнутся беды.

Глядит с тоской на жизнь матрос,

Когда от жиденьких обедов

Голодный пуп к спине прирос.

  3   

«С утра в работе: жарит, парит, // И на лице румянца след», – в своё время замечательного повар Чиркову знала вся Большая Кама. 23 февраля 1973 года в соревновании судовых поваров Симонихинского РЭБа флота ей присудили первое место. И… отправили «блеснуть мастерством» в Пермь, где двадцати однолетняя Людмила стала «бронзовым» призёром конкурса знатных блюдоделов всего Камского речного пароходства – от Соликамска до Чистополя!  

Чтобы окончательно сойти на берег, у мужчин-речников существует много причин. В отличие от представителей сильного пола, у женщин – плюс одна: материнство. 17 мая 1973 года в семье Чирковых появился первенец – доченька Леночка.    

– Но не прошло и двух недель моего послеродового декретного отпуска, как к нам зашёл Анатолий Гаврилович Ястребов, капитан парохода «Вихрь», – вспоминает Людмила Алексеевна. – И всеми правдами и неправдами уговорил меня выйти в рейс поваром. Жарю на камбузе, к примеру, блины для команды. В одной руке – сковорода, а в другой – «кулёчек» с Леночкой! Ещё десять лет ходила с Коленькой по рекам на различных судах. А 21 марта 1977-го у нас родился сын Сергей…    

Оттрубив навигацию на теплоходе «ОТА – 855» поваром, осенью 1983 года Людмила Алексеевна «бросила последний якорь»: сын пошёл в первый класс. И как-то внезапно «Палуба» Юрия Левитина – Геннадия Шпаликова оказалась её отшумевшей юностью «На причале» Александра Бузмакова:

Но реки не забыть никогда.

Как на встречу к невесте иду.

Незабытую песню вода

Мне поёт у причала в порту…

Двенадцатилетний ветер странствий и роза ветров – весь мир Людмилы Алексеевны втиснулся в двадцать два квадратных метра центрального склада. Приобретение материальных ценностей – их оприходование – выдача постановочным цехам – контроль и учёт… И так тридцать пять лет: круг за кругом, месяц за месяцем, год за годом. Не важно, кому принадлежал этот склад – Дому культуры «Речники» или Чайковскому театру драмы и комедии.  Главное другое. Ответственность Людмилы Алексеевны Чирковой соизмерима со всеми водами Камского речного бассейна, а зарплата вместе с пенсией – с капелькой водицы. Между тем пройти добрую сотню ревизий без сучка и без задоринки в течение стольких лет дорогого стоит… 

В Международный день театра 27 марта текушего года она накрыла «полянку». За свой счёт. В гостях – администрация театра и работники бухгалтерии. Пироги и салаты собственного производства, фрукты и конфеты, – вкусно и сытно прошёл золотой юбилей трудовой деятельности Людмилы Алексеевны Чирковой. Но… без громких салютов и победных реляций.

«Подаркам судьбы», если таковыми считать выигранные гранты или субсидии, радуются все. За единичными исключениями – по обстоятельствам. Привлечением дополнительных денежных средств на чайковскую территорию, как всегда, будут довольны властные структуры города и района. А «виновник торжества» – в данном случае, Чайковский театр драмы и комедии – возможностью увеличения количества новых постановок. Значит, в зрительном зале будет публика, будет, для кого творить!  

I.

«Единичным исключением», которого обойдёт восторг, станет лишь Сергей Михайлович ЧИГАНЦЕВ, заведующий художественно-постановочной частью театра, а попросту «завпост». Ведь каждый выигранный театром грант, каждая субсидия сулят ему «дальнюю дорогу и долгие хлопоты».

Судите сами.

По плану выпуска новых постановок в текущем году четыре из восьми спектаклей осуществятся в Чайковском театре драмы и комедии помимо театральной казны. Так 17 марта при аншлаге уже состоялась премьера мелодрамы режиссёра Артёма Палкина «Как боги» по трагикомедии Юрия Полякова. Грант Министерства культуры Пермского края составил триста пятьдесят тысяч рублей.

Однако между инвестиционным решением и началом плановой работы над спектаклем нередко образуется пауза в несколько месяцев. Это в романе «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа – Евгения Петрова театральный монтёр Мечников мог выставить свои условия в «торге» с Остапом Бендером: «Деньги вперёд! Утром – деньги, вечером – стулья». В деловых же отношениях реализатора проекта и инвестора, по понятным соображениям, «торги не уместны». И с выделением театру грантов или субсидий происходит с точностью да наоборот, то есть, по бендеровскому варианту «сегодня – стулья, а завтра – деньги». А если прямо, без обиняков, то финансы театра «поют романсы» до, а порой и даже после премьеры спектакля!

И здесь Сергей Михайлович Чиганцев будет вынужден «играть партию первой скрипки», в том числе и за кругом своих должностных обязанностей. Как запустить постановочный процесс спектакля, если нет денег? На какие средства цехам изготавливать декорации, реквизит и пошить костюмы? Ведь как только художественный руководитель театра издаст «стартовый» приказ о начале работы над спектаклем, а художник-постановщик выполнит макет оформления сцены – все работники технических цехов, подчиняющихся ему, завпосту Чиганцеву, обратятся к нему лишь с одной фразой «дайте материалы». В первую очередь – столяр-макетчик особо сложных театральных постановок, художник-декоратор, бутафор и швеи, а вслед за ними – костюмеры и парикмахер-постижер, реквизитор и бригадир монтировщиков декораций.

Значит, придётся Сергею Михайловичу снова обивать пороги различных обществ с ограниченной ответственностью. Причём не с «живыми» деньгами, а лишь с гарантийными письмами об оплате товара по принципу «как только – так сразу». Это совсем другое состояние человеческой души – души челобитчика, преодолевающего естественную неловкость. И Чиганцев будет вынужден действовать подобно снабженцу или даже дипломату. А такие специфические черты характера у Сергея Михайловича выработались десятилетиями добросовестного труда: и умение грамотно, доходчиво и убедительно выражать просьбу, и способность устанавливать и поддерживать доверительные деловые отношения, и улавливать малейшие оттенки беседы, контролировать свои эмоции. Конечно, многие чайковские предприниматели и без «тонкой дипломатии» идут театру навстречу. Среди них Игорь Николаевич Дубинец, Елена Сергеевна Тарханова, Альфия Асхатовна Саттарова и другие. И всё же…

В грядущем восемьдесят восьмом театральном сезоне благодаря материальным вливаниям извне чайковские зрители увидят ещё три спектакля. Приглашённый челябинский режиссёр Олег Хапов подарит взрослым чеховскую «Чайку», а детям, наш режиссёр Алексей Орлов – сказки «Три Ивана» по пьесе Юлия Кима «Иван-царевич» и «Финист – Ясный сокол» Ивана Алифанова. Целевой размер краевой субсидии, предназначенный поддержке творческой деятельности Чайковского театра драмы и комедии и укреплению его материально-технической базы, составляет семь миллионов двести тысяч рублей. А одним из источников краевого финансирования является федеральный бюджет.

Скоро «сказка» сказалась. Только скоро ли «дело» сделается в отношении своевременного финансирования процесса подготовки спектакля? И опять Сергея Михайловича ожидают «хождения по мукам» – мукам душевным…

II.

– Для любого режиссёра-постановщика Сергей Михайлович Чиганцев – незаменимый партнёр, – отмечает Валерий Никифорович Эминов, художественный руководитель Чайковского театра драмы и комедии. – Совместно с ним и художником-постановщиком он активно участвует в создании эскиза и макета оформления спектакля. Прекрасное знание техники и технологии изготовления театральной декорации, стилевой мебели, костюма и реквизита позволяют руководимым Чиганцевым цехам реализовывать самые смелые оформительские проекты художников-постановщиков спектаклей.

Участвовать в развитии театрального искусства Прикамья Чиганцев начал 1 марта 1979 года, после демобилизации из рядов Вооружённых сил СССР. Машинист сцены, монтировщик декораций, старший машинист – так складывалась карьера Сергея Михайловича в Кизеловском, затем в Чайковском государственном драматическом театре. 24 ноября 1989 года в программке премьеры спектакля режиссёра Людмилы Журавской «Золотой цыплёнок» по сказке Владимира Орлова должность Сергея Чиганцева – уже заведующий монтировочным цехом. Своё решение посвятить свою жизнь театру Сергей Михайлович объяснил просто:  

3 00   

 – В те годы наш театр много гастролировал. А мне нравилось менять обстановку, путешествовать. Конечно, заворожила и сама атмосфера театра, действо, «свет рампы»…

Не потому ли в молодости Чиганцев с удовольствием принимал предложение любого режиссёра-постановщика стать статистом, исполнить роль без слов? Его и не надо было убеждать, что массовые сцены – это могучий эмоциональный фон спектакля. В конце же разделов программок «Действующие лица и исполнители» его имя, фамилия и должность «конспирировались» традиционным заключением «в массовых сценах заняты артисты театра». Только ли? Для участия в массовках спектаклей нередко привлекались и работники художественно-постановочных цехов. Хотя нет-нет да в соответствующих разделах программок всё-таки появлялись его имя и фамилия. Если ему поручались роли второго плана. К примеру, в шутке режиссёра Л. Журавской «А всё-таки она вертится?..» по пьесе Александра Хмелика, премьера которой состоялась 24 марта 1982 года, Сергей Чиганцев сыграл роль одноклассника Васи Лопухина…

Знакомлюсь с личным архивом Чиганцева – с портфолио, как сейчас говорят. В синей папке – уменьшенные копии красочных афиш и программки спектаклей, эскизы их художественного оформления и фотографии. Только всё это относится к театральному сезону 2004 – 2005 годов… Пермского театра «У моста». Тогда Сергея Михайловича, уже сорока шестилетнего завпоста, унёс ветер странствий в областную столицу – в последний раз. «Роза ветров» театральной жизни Перми закружила не только его одного. В разделах программок «Действующие лица и исполнители» встречаются имена Инессы Муран, Светланы Дороховой, Галины Палеховой и ещё трёх чайковских артистов.

Но, как оказалось, «и дым Отечества так сладок и приятен»! Для всех. В память же о коротком, но насыщенном пермском периоде жизни у Чиганцева остался бесценный опыт сотрудничества с художественным руководителем театра «У моста» Сергеем Фёдоровым, заслуженным артистом России и лауреатом Национальной премии Чехии, и режиссёром-педагогом Людмилой Дубовой.  

В 2010 – 2014 годах Сергей Чиганцев, уже в Чайковском театре драмы и комедии выступил в качестве художника-постановщика соавтором восьми спектаклей режиссёров различных школ и творческих устремлений. Ещё свежа память того времени, когда разножанровость этих постановок впечатляла: от мистического триллера «Призрак оперы» Гастона Леру до трагедии по-деревенски «Проснись» по произведениям Василия Шукшина в режиссурах Сергея Сарнавского и Артёма Палкина. Дальше – больше: от комедии Александра Островского «Без вины виноватые» в постановке Галины Палеховой до музыкальной комедии белгородского режиссёра Владимира Бородина «Скандал по-французски» Жана Летраза и гротеска Алексея Орлова «Страшный суп» по пьесе Олега Богаева.

В одних случаях художник-постановщик Сергей Чиганцев был ведом режиссёром. Иногда образ спектакля рождался в их диалоге. А порой художник подталкивал режиссёра к каким-то интересным решениям. В процессе же проектирования и строительства художник-постановщик должен тесно сотрудничать с заведующим постановочной частью театра. А здесь Сергей Михайлович уже был, как сейчас говорят, «два в одном», что приносило сладкие плоды. Неся в себе эмоционально-драматургическую нагрузку, его сценографические решения гармонично взаимодействовали с актёрами-персонажами, музыкой и светом. В конечном счёте, выигрывал зритель: в сознании театрала творчество Чиганцева-художника вызывали образы места и времени действия.

Заведующий художественно-постановочной частью театра Сергей Михайлович Чиганцев входит когорту невидимых зрителю, но беззаветных служителей Мельпомены. А представители такой категории работников театра довольно редко оказываются в списках награждённых федерального ранга. Предпочтение отдаётся актёрам и режиссёрам. Тем и знаменательно для чайковского театрального искусства было награждение Сергея Михайловича Чиганцева в 2010 году Почётной грамотой Министерства культуры Российской Федерации «За большой вклад в развитие культуры».  

чайковских актёров 9 апреля на XII Фестивале-конкурсе театральных капустников сценических коллективов Пермского края «Солёные уши». Он был посвящён 150-летию со дня рождения русского писателя, прозаика и драматурга Максима Горького (1868 – 1936).

Традиционно фестиваль-конкурс «Солёные уши» повысил смехом адреналин краевой столицы под эгидой Пермского регионального отделения Союза театральных деятелей России. И неизменно – при поддержке Министерства культуры Пермского края. В этот раз свои «солёные ушки» показали любителям юморин и жюри девять коллективов на общую тему «Человек – это звучит…».   

Будучи участником всех без исключения краевых «капустников», актёрская дружина Чайковского театра драмы и комедии упорно занимала третьи места. И, казалось, свыклась с «бронзой». В результате же нынешних состязаний конкурсантов в артистизме и веселье, находчивости и остроумии сценическому коллективу Чайковского театра драмы и комедии удалось разделить «серебряный» Диплом лауреата II степени с командой Пермского академического театра оперы и балета им. П. Чайковского. А в индивидуальных номинациях Диплома лауреата фестиваля-конкурса «Солёные уши» был удостоен Иван Костоусов за исполнение в капустнике роли Софьи.

Рецепт «капустника по-чайковски» составил актёр и режиссёр Артём Палкин. А «испекли» пирог-юморину актёры театра Анастасия Гонина, Максим Грачёв, Константин Калашников, Иван Костоусов, Кирилл Максимов, Сергей Пантющев, Максим Тихонов, Егор Удалов и звукорежиссёр Андрей Трубин.

14 апреля на семьдесят четвёртом году прервалась жизнь актёра Германа Николаевича Ухина (1944 – 2018), замечательного мастера сцены, одного из старейшин Чайковского театра драмы и комедии, члена Союза театральных деятелей России.

Герман Николаевич Ухин органично вжился в труппу Чайковского государственного драматического театра 9 сентября 1984 года. И «не вжиться» в коллектив он просто не мог – он, в своё время весельчак и балагур, зажигательный рассказчик анекдотов и театральных баек. В тёплых же компаниях – исполнитель романсов и песен под собственный аккомпанемент гитары!

А на сцене? До приезда в город, носящий имя великого русского композитора, Герман Ухин переиграл на редкость разнообразный репертуар на театральных сценах Кустаная, Джамбула и Ферганы, Черкесска, Каменск-Уральского и Березников. И в «империю» Л. Журавской, главного режиссёра чайковского драмтеатра, Герман Ухин  попал уже вполне сформировавшимся актёром. Свидетельство тому – яркая оригинальность и убедительность воплощённых им на сцене образов Князя Вероны в трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта», Альфредо Амброзо в комедии «Филумена Мартурано» Э. де Филипо и Ферапонта в чеховских «Трёх сестрах», Боярина в «Сказке о царе Салтане» А. Пушкина, Купца в «Аленьком цветочке» С. Аксакова и других.

Тем не менее, лишь в девяностых годах прошлого века зритель вдруг открыл для себя: Ухин-актёр владеет богатой палитрой сценических красок. И ему вполне «по плечу» любая серьёзная роль – как положительная, так и отрицательная: от музыканта Миллера в комедии Ф. Шиллера «Коварство и любовь» до невежественного пошляка Друга в «Звере» В. Синокевича и М. Гиндина.

На гребень второй волны успеха, словно на сёрфинге, Герман Николаевич взлетел в начале первого десятилетия нового века. Режиссёр Л. Алексеев пригласил Ухина для участия сразу в трёх своих спектаклях. И он – Гаспаруолло, Святой отец и Барончи в театральной фантазии «Декамерон» по Дж. Боккаччо (2000), купец Самсон Силыч Большов в комедии обмана «Банкрот, или Свои люди – сочтёмся» по А. Островскому (2001) и, наконец, Явтух в «Панночке» Н. Садур по мотивам повести Н. Гоголя «Вий» (2002). А своим Петром Ивановичем Бобчинским в «Ревизоре» В. Дроздова по комедии Н. Гоголя (2001) Герман Ухин составляет уморительный дуэт с актёром Вячеславом Новосёловым (Добчинский).

В апреле 2005 года на 58-м фестивале-смотре премьер сезона профессиональных театров «Пермская театральная весна» Чайковский театр драмы и комедии традиционно показал конкурсный репертуар. В него была включена и новая версия режиссёра Сергея Борзенко сказки Н. Череповой «По щучьему велению». По поводу игры Ухина в статье «Фрагменты одной весны» московский критик А. Иняхин заметил: «Актёры не сидят на характерности, как «на игле» – у каждого персонажа свои задачи. Царь у Германа Ухина получился любящим отцом, уморенным царевниной дурью, тут классическая бестолочь» («Страстной бульвар, 10», №7-2006).

Через год, 17 октября 2007-го в «Новой газете» была опубликована статья Н. Черкасовой «Прощай, овраг!», озаглавленная автором по названию одноимённого спектакля режиссёра С. Борзенко. «За каждым собачьим образом, – писала автор,– сохраняется неуловимая трогательность. Но на самую высокую ноту это чувство поднимают «старики»: старые псы – Головастый и Хромой – и наши старые актёры (Геннадий Малашин и Герман Ухин – В. Б.), которых мы давненько не видели в больших ролях…  Хромой у Г. Ухина – неприглядный, беспородистый, совсем старый, жалкий и – попрошайка». В игре актёра «сразу видна хорошая, добротная старая актёрская школа»…

Увольнение в судьбе старого актёра – это «билет в один конец». 31 января 2015 года Герман Николаевич Ухин «приобрёл» его сам. Почувствовал, не за горами то время, когда ему придётся выйти из строя славной когорты пионеров чайковского профессионального театрального искусства. Герман Николаевич Ухин имел право так говорить о себе – он, один из основателей «второй волны» Чайковского театра драмы и комедии. Он, оставивший в чайковском театральном искусстве неизгладимый след прожитыми им на сцене судьбами восьмидесяти шести героев – великих и малых…

Не стало Германа Николаевича. Не стало…  В глубокой скорби его товарищи и партнёры по сцене.

…И тревожит одно:

                               угасает свет рамп,

Покидают партнёры

                               актёрский ансамбль.

Где друзья вы мои? –

                               А в ответ – голоса:

Мы ушли в мир иной

                               покорять небеса…

Но именно светлая память о таких прекрасных актёрах, как Герман Николаевич Ухин, питает животворящими соками сердце творческого коллектива Чайковский театр драмы и комедии.

на сцене Чайковского театра драмы и комедии станет пьеса Юрия Полякова «Как боги» в режиссуре Артёма Палкина, постановщика пиратского боевика «Весёлый Роджер» Дамира Салимзянова, иронического детектива «Ловушка» Робера Тома и полтора десятка феерических авторских новогодних представлений.

С творчеством Юрия Полякова чайковские зрители познакомятся впервые. Сюжеты его пьес обладают магией захватывать зрителя и держать его в напряжении до самого конца. «Редкое явление нынешней драматургии, – отметил Станислав Говорухин. – Они очень современны, хотя написаны по классическим канонам без хаотичного новаторства, скрывающего беспомощность. Герои Юрия Полякова говорят на живом, настоящем русском языке». В этих отношениях трагикомедия «Как боги» Полякова – пик творчества современного драматурга и писателя…

Преуспевающий дипломат Леонид Иванович Гаврюшин (заслуженный артист России Василий Костоусов) некогда осмелился нарушить показную мнимость реальностью: высказал Президенту РФ Ельцину всё, что он думал «про шоковые реформы, обнищание народа, предательство геополитических интересов». Отправленный в отставку, теперь он вынужден сидеть дома и заниматься переводами великих китайских поэтов. Нынешняя жена Гаврюшина – Вера Николаевна (артистка Светлана Дорохова), умница, утончённая интеллигентка добывает «хлеб насущный в поте лица своего» обучением этикету, то есть хорошим манерам, «новых русских» – олигархов и кандидатов в олигархи. И всем до них есть «дело», всем хочется жить «как богам»! Денег требует бывшая жена дипломата Алевтина Мак-Кенди (заслуженная артистка России Инесса Муран), носящаяся по белу свету в поисках очередных доходных мужей, и дочь Алёна (Анастасия Гонина) – «коллекционер» партнёров в престижных ночных клубах. А тридцатилетний «самородок из Сибири» Артём Бударин (Кирилл Максимов) и его патрон, «друг дома и крупный бизнесмен» Эдуард Непочатый (Александр Ляйс) вообще вожделеют похотливой любви! И гибнут, гибнут в «тельце златом» самые чистые и светлые человеческие чувства…    

  Талантливый диагност Юрий Поляков, обладая абсолютным слухом улавливать болевые точки российского общества, представляет персонажи рельефно и узнаваемо. Причём помещая их в комедийно парадоксальные, но всегда остро сегодняшние ситуации.

Действующих лиц трагикомедии «Как боги» также явят на сцене Дарья Карпушина, Максим Тихонов, Сергей Пантющев (Максим) и Иван Костоусов (Китаец). 

В рамках смотра лучших премьер театрального сезона профессиональных театров края «Пермская театральная весна – 2018» с 27 по 29 апреля в Чайковском театре драмы и комедии работала экспертная бригада театроведов и театральных критиков.

     

Художественный уровень пяти спектаклей трёх режиссёров оценили профессор кафедры филологического факультета Уральского федерального университета Леонид Петрович Быков (г. Екатеринбург), старший преподаватель кафедры режиссуры и мастерства актёра Пермского государственного института культуры Елена Васильевна Малинина и Софья Григорьевна Ляпустина, заместитель председателя Пермского регионального отделения Союза театральных деятелей России. Это три разножанровые спектакля Алексея Орлова – шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта», русская комедия «Сказ о Фроле Скобееве» Д. Аверкиева и музыкальная сказка «Золотой ключик» А. Толстого. В качестве конкурсных работ театра экспертной бригаде и зрителям была показана трагикомедия Ю. Полякова «Как боги» в постановке Артёма Палкина и сказка режиссёра Светланы Тетеновой «Приключения Пеппи Длинный чулок» по пьесе Н. Вибе.  

Светлый тон беседе за «круглым столом» задала  Софья Григорьевна Ляпустина. Она тепло поздравила чайковскую актёрскую дружину («дядька Черномор» – сценарист и режиссёр Артём Палкин) с успешным выступлением 9 апреля на XII Фестивале-конкурсе театральных капустников сценических коллективов Пермского края «Солёные уши». Будучи участниками всех без исключения краевых «капустников», актёры-юмористы Чайковского театра драмы и комедии, как правило, занимала третьи места. Однако в результате нынешних состязаний конкурсантов в артистизме и веселье, находчивости и остроумии чайковцы разделили «серебряный» Диплом лауреата II степени с командой Пермского академического театра оперы и балета им. П. Чайковского. А в индивидуальных номинациях Диплома лауреата фестиваля-конкурса «Солёные уши» был удостоен Иван Костоусов за исполнение в капустнике роли Софьи.

     

Разбор «полётов» за «круглым столов» частично стал продолжением диалога Пермского экспертного совета федерального проекта «Театры малый городов» партии «Единая Россия» с коллективом театра. Тогда, в декабре прошлого года прошла «партприёмка» поставленных на грантовые средства в рамках данного проекта трёх спектаклей режиссёра А. Орлова, нынешних конкурсантов – «Сказа о Фроле Скобееве», «Ромео и Джульетты» и «Золотого ключика».

В тот экспертный совет также входили С. Г. Ляпустина и Е. В. Малинина. Поэтому пермские театральные критики анализировали новые версии спектаклей А. Орлова сквозь призму устранения прошлогодних «декабрьских» недостатков. Если опираться на свежий взгляд профессора Л. П. Быкова, назвавшего «Сказ» и «Ромео и Джульетту» спектаклями, «греющими кровь зрителя», то процесс обновления постановок в целом прошёл позитивно. 

Действительно, критики отметили «удачное современное сценическое прочтение пьесы Д. Аверкиева», «актуальность темы русского национального плутовства» (С. Г. Ляпустина) и, «по сравнению с первым знакомством с этой работой Чайковского театра драмы и комедии, большую динамичность развёртывания действия наиболее отрадного спектакля», представленного на «Театральную весну – 2018» (Е. В. Малинина). При «стремлении к этнографической точности костюмов» и «буйстве бород в русской комедии» профессор Л. П. Быков отметил «уместность и достоверность фольклорных дивертисментов». Много лестных слов прозвучало в адрес Артёма Палкина, сыгравшего в русской комедии главную роль худородного дворянина Фрола Скобеева. Наделив своего героя ярким и отчаянным характером, актёр, по сравнению с декабрьским показом, превратил лихого русского предприимчивого плута в современного бизнесмена. И тем самым, подобно Остапу Бендеру, лирический герой вызвал у зрителя симпатии.

Предсказывать что-либо – дело неблагодарное. И, тем не менее, члены экспертной бригады «проехались» по русской комедии режиссёра Алексея Орлова «Сказ о Фроле Скобееве» в щадящем режиме. И можно предположить, что этот спектакль мог бы вполне достойно составить конкуренцию работам других профессиональных театров Пермского края – будущим номинантам очередного традиционного фестиваля-конкурса лучших спектаклей двухсезонья «Волшебная кулиса».

     

Постановку на чайковской сцене бессмертной шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта» эксперты посчитали «смелым шагом, свидетельствующим об определённом профессионализме театра». По оценке С. Г. Ляпустиной, «молодые актёры – исполнители главных действующих лиц сумели найти «золотую середину» между чувством гордости за содеянное и неуверенностью в себе, неудовлетворённостью собой. И спектакль состоялся, взяты очень высокие шекспировские ноты…». Иногда не без «фальши». К примеру, профессора Л. П. Быкова не удовлетворил «постоянный перенос действия в зрительный зал, слишком навязчивые пантомимические предсказания-«комментировании» Мэм трагической судьбы лирический героев и доминирование в музыкальном оформлении динамичного спектакля знаменитого, но довольно статичного Адажио Томазо Альбинони». А  Е. В. Малинину смутил «финал спектакля с «воскрешением при народе» Ромео и Джульетты, которые, взявшись за руки, побрели к свету в конце туннеля. И трагедийность спектакля свелась на нет».

Анализ спектакля «Как боги» носил явно субъективный характер. Критике подверглась не столько режиссура Артёма Палкина или качество исполнения актёрами действующих лиц спектакля, сколько сама пьеса Юрия Полякова. «Надуманность сюжета», «досадные провалы в драматургии», «недостаточная проработка социальных портретов», – суровый вердикт единодушно вынесли все члены экспертной бригады: «пьеса не достойна сценического воплощения» (), «спектакль поставлен в угоду чайковской публике, ради кассовых сборов» (С. Г. Ляпустина). В режиссуре же эксперты усмотрели лишь искусственное превращение задуманной автором трагикомедии в мелодраму… с трагическим финалом. Это создало актёрам определённые трудности в детальной разработке психологических рисунков ролей. По мнению Е. В. Малининой, лишь артистка Светлана Дорохова – в спектакле Вера Николаевна Гаврюшина – «до конца выдержала стиль мелодрамы». Похвалы удостоился и актёр Константин Калашников, сыгравший в спектакле Китайца. Точнее – некого китайского ритуального танцора, «приставленного к жертвенникам духа». «Его пластические позы, – восхитился профессор Л. П. Быков, – струили тихую красоту и чувственную грациозность».

     

Больший удельный вес замечаний пришёлся на режиссуру детских спектаклей. Как посчитала экспертная бригада, прошлогодние, «декабрьские» проблемы «Золотого ключика» в основном остались прежними: медленный темпо-ритм спектакля и рыхлая динамика развития действия вследствие нивелирования в спектакле ключевых, опорных и второстепенных эпизодов. «На сцене перемещений персонажей много, а в результате мало что происходит», – констатировал  Л. П. Быков. Особенно «не убедителен показ процесса «очеловечивания» кукол и животных» (Е. В. Малинина). Отчасти последнее свойственно и спектаклю режиссёра Светланы Тетеновой «Приключения Пеппи Длинный чулок», у которого тоже есть большой потенциал для роста. В частности, «мало заметно превращение «тихих», с позиции респектабельных («скучных») жителей городка, благопристойных  детей Аники и Томми в весёлых озорников и выдумщиков, как Пеппи, и любителей путешествий» (артисты Дарья Карпушина и Глеб Белкин).

Кстати, высокие гости обратили внимание на успешное «омоложение» артистического коллектива театра и создание в нём условий для реализации потенциальных возможностей актёров младшего поколения. Театроведов и критиков впечатлила яркость, запоминаемость галереи сценических портретов, созданной актрисой Анастасией Гониной: образы Джульетты и Варюши – в «Сказе о Фроле Скобееве», а в детских спектаклях – Мальвины и Пеппи. Как интересные, отмечены актёрские работы Артёма Палкина (веронский князь Эскал), Ивана Костоусова (стольничий сын Савва Лычиков), Сергея Пантющева (Велик-боярин), Анастасии Баталовой (олицетворение козней судьбы – Мэм и стольничья дочь Аннушка),  Дарьи Карпушиной (десятилетний Лавруша, брат Фрола) и других. А по поводу «Пеппи Длинный чулок» Е. В. Малинина акцентировала: «К давно известному нам комедийному актёрскому дуэту Артёма Палкина – Ивана Костоусова на сцене театра добавился ещё один в составе Кирилла Максимова – Константина Калашникова». 

Много тёплых слов адресовалось и ведущим мастерам чайковской сцены: заслуженной артистке России Инессе Муран (в «Сказе о Фроле Скобееве» – мамка Аннушки, Мак-Кенди – в мелодраме «Как боги») и Галине Палеховой (кормилица Джульетты, Стольничиха – в «Сказе» и Фрекен Розенблюм – в «Пеппи Длинный чулок»).

Члены экспертной бригады также обратили внимание на активность и отзывчивость чайковской театральной аудитории. Она бурно проявляла восхищение по поводу режиссёрских и актёрских «эврик» и великодушно прощала недочёты в постановках.

Газета «Огни Камы» №№51 – 54

от 23 марта 2018 г. С. 14

 

 

17 марта на сцене Чайковского театра драмы и комедии при аншлаге состоялась премьера мелодрамы режиссёра Артёма Палкина «Как боги» по трагикомедии Юрия Полякова. Эта пьеса считается пиком творчества современного русского драматурга и писателя и редким явлением нынешней драматургии. И сам спектакль вызвал у зрителей широкий спектр эмоций – от смеха до горечи. Его подали словно кружку питного мёда, но… с китайскими «пряностями».  

Новая работа театра рождена при материальной поддержке Министерства культуры Пермского края.

Посредством спектакля «Как боги» чайковские зрители познакомились с творчеством Юрия Полякова впервые. И убедились в талантливости драматурга-диагноста. Нет сомнений, что и режиссёр Артём Палкин тоже был покорён, прежде всего, тем абсолютным слухом автора пьесы, который способен чутко улавливать фальшь в российском обществе. Эта действительность воспроизводилась достоверно, выразительно и колоритно, а персонажи представлялись рельефно и узнаваемо. Причём помещались в комедийно парадоксальные, но всегда остро сегодняшние ситуации. А ещё – умением выстроить сюжет так, чтобы захватить зрителя и держать его в напряжении до самого конца действия. 

И очевидное невероятное для современного российского театра, но герои Юрия Полякова устами чайковских актёров говорили на живом, настоящем русском языке. Словно чеховские! И сегодня это актуально. Совсем недавно, возглавив Общество русской словесности, Патриарх Кирилл возмутился снижением проходного балла для ЭГЭ по литературе ниже «троечного» (24%!).

Параллель с лирическими героями «Пушкина в прозе», как назвал Чехова Константин Сергеевич Станиславский, не случайна. Трагикомедию «Как боги» с комедией «Вишнёвый сад» роднит многое: изображение переломных моментов в истории нашей Родины и социальные статусы героев своего времени. А их характеры обрисовываются в речевых характеристиках, даваемые ими самими или другими участниками. Стихию смеха и иронии в обеих пьесах постепенно сменяет необъяснимая, глубокая и щемящая тоска.

У Чехова символ вишнёвого сада – это символ России, находящейся на перепутье своего развития, когда смешиваются идеологии и социальные слои. «Вся Россия – наш сад», – срывается с уст Пети Трофимова. Для главной же героини Любови Андреевны Раневской, в прошлом богатой аристократки, вишнёвый сад – это хранитель уходящего барского быта, цветущий и растущий для услады эстетических вкусов своих хозяев. Она любит свой сад и своё имение, но не может его спасти. Просьба руки и сердца нового владельца сада – купца Ермолая Алексеевича Лопахина для Раневской немыслима. Ведь тогда будет нарушен многовековой порядок, в котором гордое звание «дворянка» передаётся из поколения в поколение, неся в себе культурно-историческое наследие. К чести Лопахина, он осознаёт эстетическую ценность старого сада и его истинную красоту. Но его коммерческая жилка перебарывает, и он вынужден уничтожить сад. И весьма символична смерть дряхлого и преданного слуги Раневских – Фирса под звуки вырубаемого сада. У Чехова финальный аккорд уходящей эпохи грустен, а у Полякова он трагичен.      

Лучшие черты у Раневской – отзывчивость и щедрость, образованность и чувство прекрасного – унаследовала Вера Николаевна Гаврюшина, в далёком прошлом тоже «из дворянок» (артистка Светлана Дорохова). Увлекательная работа в консульстве России в Китае, дипломатические рауты – торжественные званые вечера, обеспеченная жизнь – «как хороши, как свежи были розы!». Но вырублен уже её «вишнёвый сад», вырублен! Муж Веры Николаевны – дипломат Леонид Иванович Гаврюшин (заслуженный артист России Василий Костоусов) некогда подшофе высказал Президенту РФ Ельцину всё, что он думал «про шоковые реформы, обнищание народа, предательство геополитических интересов». Увы… «президентам, как и девушкам, правду лучше не говорить». И, отправленный в отставку, спиваясь, он вынужден теперь заниматься переводами великих китайских поэтов.

Что же ещё от прошлого осталось китаисту? Интерьер просторной квартиры, решённый в китайском стиле: низкий чайный столик, приземистый лежак, решетчатые ширмы, этажерка с фолиантами в стиле крупного китайского книгоиздательства 70-х годов прошлого века «Цзо Цзя». Атмосферу Поднебесной насыщали антикварные аксессуары: бронзовая статуэтка Будды, мини-сосна «Бонсай». Однако многого уже нет: кнута эпохи перемен, сабли эпохи Тан, одна за другой исчезают треножные жертвенные чаши «Ди». И нет предела возмущению Китайца (Константин Калашников), «приставленного к жертвенникам духа»!

Но что поделаешь? Для покрытия долгов за очередную провалившуюся бизнес-авантюру сыну от первого брака – Максиму  нужны деньги (Иван Костоусов). Художник с Арбата, культурист из тренажёрного зала, байкер – для «коллекционирования» партнёров в престижных ночных клубах дочери Алёне (Дарья Карпушина) тоже нужна «капуста».

Умница, утончённая интеллигентка, Вера Николаевна тоже добывает «хлеб насущный в поте лица своего». Обучает этикету, то есть хорошим манерам, «новых русских» – олигархов и кандидатов в олигархи. А её «ученики» – тридцатилетний «самородок из Сибири» Артём Бударин (Кирилл Максимов) и его патрон, «друг дома и крупный бизнесмен» Эдуард Непочатый (Сергей Пантющев), в конечном счёте, похотливо вожделеют её любви! Как Лопахин – Раневской, так и Бударин делает Гаврюшиной предложение:

– Уедем, Вера! Денег хватит. Мы будем жить как боги!

Последняя метафора «парня с небом над головой» – Артёма, «как боги» – следы впечатлений от любимой им с детства книги «Мифы Древней Греции». А кумиром стал Гермес – древнегреческий бог ловкости и хитрости, лукавства и воровства. Кстати, ещё младенцем Гермес в шутку украл скипетр у Зевса, трезубец у Посейдона, у Гефеста щипцы, у Афродиты пояс, у Аполлона лук с золотыми стрелами и меч у Ареса. И мораль, которую Артём впитал по прочтении «Мифов», такова: «Хочешь — сделай. Нужно — возьми. Боишься — преодолей себя или умри. Мешают — отодвинь. Сопротивляются — победи. Любишь — обними и не думай о том, что будет потом. В общем, живи, как душа просит».

– А ты знаешь, мальчик, как жили боги? Ты внимательно читал эту свою книжку? – возмутилась Вера Николаевна. – Боги! Они ради власти и похоти убивали, лгали, обманывали, предавали, оскопляли друг друга… Они крали друг у друга коров, жён, наложниц… А несчастные женщины, которые на свою голову приглянулись блудливым небожителям, гибли или превращались в паучих, в змей, в камни… Иногда всего за одну ночь страсти!

В отличие от «Вишнёвого сада», в пьесе Полякова процесс капитализации в России бурлит, словно «проснувшийся» вулкан Пекту в горной гряде Чанбайшань. Говоря о нечистоплотности бизнеса Эдуарда Непочатого, экс-дипломат Гаврюшин называет богатство в нынешней России дизентерией, «болезнью грязных рук». Правда, он, то ли недопонял, то ли недоговорил, что болезнь эта смертельно опасна для окружающих. И она приводит к трагедии в заключительной сцене мелодрамы.  

За окнами, согласно авторской ремарке, «раздаётся грохот. Взвиваются занавески. Видно чёрно-красное зарево взрыва». Это взлетел на воздух «Ягуар». Вместе с Артёмом теракт унёс жизнь и Алёны. Кто заказчик убийства новоявленного Гермеса за украденные им у своего патрона двух миллионов «зелени»? Сам Эдуард Непочатый? Или банкир «Эльбруса» Ваха Джохарович Мусаев, бывший чеченский боевик? – Остаётся тайной. Когда «золотой телец» правит бал – у мести длинные руки и, как говаривал олигарх Непочатый, «к чёрту цирлих-манирлих!».

В пьесах Чехова и Полякова есть второстепенные персонажи, оставляющие в действии едва заметный след. В «Вишнёвом саде» это Петя Трофимов, вечный студент и «облезлый барин». Мечтая о всеобщем благе и счастье, он увлекает Аню, дочь Раневской своими утопиями социалистического толка. Вот и всё. В пьесе «Как боги» Китаец, как уже было сказано, – «приставленный к жертвенникам дух» или «собеседник» подвыпившего  Гаврюшина. Согласно ремарке Полякова, «автор лишь обозначает участие Китайца в сюжете. Остальное зависит от воображения поставщика и актёров». Существует и авторские варианты пьесы, где этот персонаж вообще отсутствует. 

Фантазии нашего режиссёра и актёра превзошли все ожидания. В мелодраме роль этого персонажа разрастается, в переносном смысле, конечно, до гигантского надувного дракона на китайском карнавале! Под китайскую релаксирующую музыку наш Китаец  вторгается во все перипетии действия в такой степени, что, в пору кричи: «Караул! Китайцы идут!». И получилась не трагикомедия, как у Юрия Полякова, не мелодрама по задумке режиссёра Артёма Палкина, а очередная «трагедия» русского народа»…  

Но, слава Богу, китайский домовой у актёра Константина Калашникова получился мудрым и каким-то уж больно душевным! Расстроенному в чувствах Леониду Ивановичу «приставленный к жертвенникам дух» вовремя поднёс пиалу с «беленькой». И Алёну утешил после пережитой ею стрессовой ситуации. А после семейного «ледового побоища» навёл порядок в доме, понянчил греховный плод Веры Николаевны.

И зачем было превращать «вишнёвый сад» «Как боги», тем более, что у Полякова – с червоточинкой –  в благоухающую рощицу сакуры? 

  Вадим БЕДЕРМАН

 

будет работать Чайковский театр драмы и комедии и после официального закрытия 27 мая  восемьдесят седьмого театрального сезона. В мае-июне уже «набирают цвет» новые спектакли – детские. А в «ягодки они превратятся и созреют», как водится,  только осенью...

Творческий коллектив театра убеждён: воспитание души юного театрала – это цикл непрерывный и не зависит от времени года. Ведь главная цель подлинного искусства, в том числе и театрального, –  совершенствование человеческих отношений, которому нет предела. Недаром с 7 июня по 3 июля – шесть раз! – на сцене театра будет показана полюбившаяся детьми сказка Наталии Вибе «Приключения Пеппи Длинный чулок».

Добротной работе режиссёра Светланы Тетеновой уже рукоплескали 989 юных театралов, наверняка поделившихся своими впечатлениями с друзьями. Не поддамся соблазну пересказывать эту приключенческую историю! Пусть свеженькие зрители сами познакомятся с маленькой рыжей проказницей Пеппи с виллы «Курица» (артистка Анастасия Гонина). И сами поймут, почему у этой в общем-то забавной девочки-фантазёрки не складываются отношения со взрослыми! Нередко, как и в жизни, не правда ли?

А первой «ласточкой», улетевшей в театральную осень, стала премьера 5-6 мая сказки Григория Остера «Клочки по закоулочкам». Режиссёром-постановщиком спектакля также является Светлана Тетенова. Эта невесёлая русская народная сказка «Заяц, Лиса и Петух», была превращена детским драматургом в нечто остроумное и ужасно смешное…

Жил-был в лубяной избушке добрый, но простоватый Заяц, а в ледяной, по соседству – хитрая Лиса. Но вот пришла весна-красна. Пригрело солнышко, и домик у Лисы растаял. Пожалел Заяц соседку, впустил её в свою избушку, а рыжая плутовка его и выгнала. Кто защитит несчастного Зайца и докажет ему, что справедливость на свете есть? – Ответы на эти вопросы уже знают 289 маленьких чайковцев!   

Эти удивительные приключения разыграл квинтет молодых артистов в составе Александры Баталовой (Лиса), Глеба Белкина (Заяц), Ивана Костоусова (Волк), Егора Удалова (Медведь) и Константина Калашникова (Петух).    

Для детей в театре готовится ещё один осенний подарок: феерический музыкальный спектакль «Три Ивана» по сказке Юлия Кима «Иван-царевич». В основу музыкального оформления положена яркая театральная композиция москвича Эдуарда Глумова, певца, обладателя диплома лучшего аранжировщика Жак-Канта и гран-при Международного конкурса в городе Нэшвилле (Теннесси, США) – «International Songwritings Competition». А берестяные жалейки, гудки, свистульки и другие русские народные инструменты приобрели у Анатолия Кирилюка, известного удмуртского мастера народных промыслов и баяниста из посёлка Новый.   

 Иван-царевич, Иван Варварин и Иван подкидыш… Это добрая и мудрая история о честности, дружбе и любви, способных победить самых страшных злодеев. Ведь в любые времена нет силы большей, чем добро. Увлекательными приключениями собирается «заворожить» юных зрителей  наш режиссёр Алексей Орлов. В Прикамье он известен как создатель детских спектаклей «Василиса Прекрасная» Софьи Прокофьевой и Генриха Сапгира, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Сказка о потерянном времени» Евгения Шварца, «Иван-царевич и Серый волк» по пьесе чайковского актёра и драматурга Артёма Палкина и «Золотой Ключик» Алексея Толстого.

В качестве сценографа приглашён Владимир Пономарёв, главный художник Алма-Атинского государственного театра для детей и юношества имени Натальи Сац. Как правило, режиссёр Алексей Орлов предпочитает иметь дело с художниками-постановщиками, обладающими беспредельной фантазией и работающими на совесть и с «огоньком». Чувствуете, ребята, с каким чудом чудным и дивом дивным вам предстоит встретиться?

Выпуск спектакля «Три Иваны» ориентировочно состоится в первой декаде июня, в преддверие Дня города. Это стало возможным благодаря победе Чайковского театра драмы и комедии в конкурсе Министерства культуры Пермского края, направленного на развитие театрального искусства. Таким образом, на чайковскую территорию было привлечено 350 тысяч рублей.

Проект Чайковского театра драмы и комедии – спектакль «Три Ивана» по пьесе-сказке поэта и драматурга Юлия Кима признан победителем краевого конкурса, направленного на развитие театрального искусства в 2018 году. Сумма выделенного гранта на постановку составляет 350 тысяч рублей.

В преддверие Международного женского дня 8 Марта об этом сообщило Краевое государственное автономное учреждение «Центр по реализации проектов в сфере культуры» в письме на имя художественного руководителя театра Валерия Эминова.

«Три Ивана» – это добрая и мудрая история о честности, дружбе и любви, способных победить самых страшных злодеев. Ведь в любые времена нет силы большей, чем добро. Увлекательными приключениями собирается «заворожить» юных зрителей  режиссёр Алексей Орлов. Он известен как создатель детских спектаклей «Василиса Прекрасная» Софьи Прокофьевой и Генриха Сапгира, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Сказка о потерянном времени» Евгения Шварца, «Иван-царевич и Серый волк» по пьесе чайковского актёра и драматурга Артёма Палкина и «Золотой Ключик» Алексея Толстого.   

ЭНЕРГОЁМКО ПРОШЛА ПАРТПРИЁМКА
19 дек 2017 03:47 - Super User

  в Чайковском театре драмы и комедии 8 – 9 декабря. Пермскому экспертному совету федерального проекта «Театры малый городов» партии «Единая Россия» были показаны три спектакля режиссёра Алексея Орлова: сказка «Золотой ключик» по пьесе Алек [ ... ]

подробнее
ШИРОКА ТЫ, «ВОЛШЕБНАЯ КУЛИСА»!
09 дек 2017 04:57 - Super User

Газета «Огни Камы» № 239 от 5 декабря 2017 г. С. 1. В рамках творческой программы «Театральная панорама новой России» 10 – 27 ноября в Перми прошёл XIV фестиваль-конкурс лучших спектаклей профессиональных театров Прикамья 2015 – 2017 годов «Волшебная кулис [ ... ]

подробнее
«ВСЕ ЛИЦА ПРЕВОСХОДНЫ», или ЧАРЫ РУССКОГО ХОРОВОДА
01 дек 2017 04:35 - Super User

11 ноября на сцене Чайковского театра драмы и комедии явила себя во всей красе русская комедия режиссёра Алексея Орлова «Сказ о Фроле Скобееве». После «кружального лубка» «Это не мы такие весёлые, это жизнь такая смешная» по  Аркадию Аверченко  [ ... ]

подробнее
РЕБЯТА ДУМАЛИ, УЧИЛИСЬ
20 окт 2017 18:39 - Super User

Благодаря грантовым средствам федерального пилотного проекта «Театры малых городов» партии «Единая Россия» 14 октября в Чайковском театре драмы и комедии состоялась премьера сказки Алексея Толстого «Золотой ключик» в постановке режиссёра Але [ ... ]

подробнее
«…ПРЕКРАСЕН НАШ СОЮЗ!»
20 окт 2017 05:56 - Super User

– эта частица строки стихотворения Пушкина «19 октября» как нельзя лучше отразила бы состояние души любого участника встречи: и у секстета молодых актёров Чайковского театра драмы и комедии, и у гимназистов. Официально обозначенная как «пресс [ ... ]

подробнее
НОЧЬ ИСКУССТВ
19 окт 2017 10:59 - Super User

Наш театр участвует в праздновании Дня народного единства 4 ноября 2017 года, а также пятой ежегодной Всероссийской культурно-образовательной акции «Ночь искусств» днем 4 ноября и в ночь с 4 на 5 ноября 2017 года. Девиз акции «Ночь искусств» - «Искусст [ ... ]

подробнее
«МЫ ЗАМОЛКАЕМ, ГЛЯДЯ В НЕБЕСА…»
16 окт 2017 15:26 - Super User

После тяжёлой продолжительной болезни 16 октября на шестьдесят пятом году жизни перестало биться сердце актёра Сергея Михайловича Борзенко, замечательного мастера сцены, одного из «последних могикан»-основателей Чайковского театра драмы и ком [ ... ]

подробнее
ПРИ АНШЛАГЕ С «ПОМПОЙ»
11 окт 2017 01:12 - Super User

открыл свой 87-й сезон Чайковский театр драмы и комедии. Зрители приятно провели вечер 6 октября на просмотре премьерного спектакля «Это не мы такие весёлые, это жизнь такая смешная» - инсценировки режиссёра Алексея Орлова по рассказам Аркадия А [ ... ]

подробнее
ВЫЗЫВАЮТ «ЛИСИСТРАТУ»
05 окт 2017 12:19 - Super User

    10 сентября в Перми стартует XIV Краевой фестиваль-конкурс лучших спектаклей профессиональных театров Прикамья 2015 – 2017 годов «Волшебная кулиса». В рамках творческой программы «Театральная панорама новой России» он пройдёт при соде [ ... ]

подробнее
МАСКА, ТЕПЕРЬ ТЕБЯ ЗНАЮ!
03 окт 2017 18:11 - Super User

    Наш зритель заметил: в последние полтора года творческий коллектив Чайковского театра драмы и комедии покинул ряд актёров и работников Закулисья. По разным причинам. Одни ушли на заслуженный отдых, а другие вдруг вспомнили русскую пословицу: [ ... ]

подробнее
СТОПРОЦЕНТНУЮ ЯВКУ
29 авг 2017 05:41 - Super User

  обеспечил трудовой коллектив Чайковского театра драмы и комедии на встрече с Министром культуры Пермского края Галиной Юрьевной КОКОУЛИНОЙ и председателем регионального отделения Союза театральных деятелей России Анатолием Евген [ ... ]

подробнее
ГОД ОПЯТЬ БУДЕТ СЛОЖНЫМ
29 июль 2017 01:52 - Super UserГОД ОПЯТЬ БУДЕТ СЛОЖНЫМ

Газета «Огни Камы» №№144 – 147 от 28 июля 2017 г. С. 15. Творческий коллектив Чайковского театра драмы и комедии ушёл в очередной отпуск с заделом всего в два спектакля на грядущий восемьдесят седьмой сезон. В нём режиссёр Светлана Тетенова собирается [ ... ]

подробнее
ПРОЩАЙ, ВОСЕМЬДЕСЯТ ШЕСТОЙ!
02 июнь 2017 12:42 - Super User

  28 мая ироническим детективом режиссёра Артёма Палкина «Ловушка» по пьесе Робера Тома Чайковский театр драмы и комедии закрыл свой 86-й сезон, тридцать пятый – в нашем городе.   Наверно, не стоит опять пересказывать историю о мсье Даниэле Корба [ ... ]

подробнее
ПРЕЖДЕ ВСЕГО – ЗРИТЕЛЮ
24 апр 2017 13:33 - Super User

В течение трёх дней, 28 – 30 апреля в Чайковском театре драмы и комедии зажжётся и будет гореть «рампа» «Пермской театральной весны – 2017» под эгидой Пермского регионального отделения Союза театральных деятелей России. Цель ежегодного смотра луч [ ... ]

подробнее
ЛОВУШКА (14+)
06 апр 2017 14:25 - Super User

  Постановка пьесы осуществлена на средства гранта Министерства культуры Пермского края. В пьесе «Ловушка для одинокого мужчины» всё выкроено по классическим лекалам великих магистров детективного жанра, в когорту которых входит и тала [ ... ]

подробнее
ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО «ПОБЕДА»!
06 апр 2017 13:53 - Super User

  3 апреля её вкус почувствовал чайковский секстет актёров-юмористов на XI Краевом фестивале-конкурсе театральных капустников сценических коллективов Пермского края «Солёные уши», посвящённый 80-летию со дня рождения русского советского д [ ... ]

подробнее
ПОДАРОК – ВОТКИНЦАМ
27 март 2017 04:04 - Super User

  24 марта Чайковский театр драмы и комедии совершил однодневную гастрольную поездку на родину П. И. Чайковского – в Воткинск. Во Дворце культуры «Юбилейный» в честь Дня работника культуры была показана комедия режиссёра Алексея Орлова «Из [ ... ]

подробнее
"ЭТО НЕ МЫ ТАКИЕ ВЕСЕЛЫЕ, ЭТО ЖИЗНЬ ТАКАЯ СМЕШНАЯ" 16+
30 янв 2017 15:37 - Super User

    Спектакль состален по мотивам юмористических рассказов А.Аверченко. Легкий юмор "короля смеха", остроумные сюжеты и искрометные диалоги никого не оставят равнодушным. Герои рассказов Аверченко, попадающие в анекдотические ситуации, вы [ ... ]

подробнее
НЕ ЧИСЛОМ, А УМЕНИЕМ!
17 нояб 2016 04:27 - Super User

    17 ноября 2016 года исполнится 55 лет Лилии Вячеславовне Бережненко, художнику-декоратору Чайковского театра драмы и комедии. Как правило, эссе, посвящённое юбиляру, это своеобразная награда за многолетний и самоотверженный труд искусного [ ... ]

подробнее
ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК
16 нояб 2016 16:46 - Super User

    Артистическое трио Чайковского театра драмы и комедии 10 ноября совершило гастрольный тур в город Оса. В детских дошкольных учреждениях актёры познакомили маленьких зрителей с «Серёжей, поросятами и запретной игрушкой». Эту противопож [ ... ]

подробнее
ПО ДОРОГЕ С ОБЛАКАМИ (0+)
14 нояб 2016 04:47 - Super User

Автор - Артем Палкин НОВОГОДНЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ с 23 по 31 декабря и со 2 по 6 января начало10.00, 12.00, 14.00, 16.00, 18.00
В представлении заняты артисты театра   …. Приближался главный зимний праздник… Зимние месяцы уже накрыли собою горо [ ... ]

подробнее
ГОД РОССИЯ – ГРЕЦИЯ
05 нояб 2016 13:50 - Super User

Чайковский театр драмы и комедии закончит 2016 год грандиозным проектом – премьерой комедии древнегреческого комедиографа Аристофана «Лисистрата» в режиссуре Алексея Орлова. Это стало возможным благодаря поддержке Министерства культуры, моло [ ... ]

подробнее
УЧИТЬСЯ – ЧЕСТЬ ВЫСОКАЯ
04 нояб 2016 13:49 - Super User

      Анастасия Алексеевна ГОНИНА, самая молодая актриса Чайковского театра драмы и комедии успешно освоила образовательную программу XI Международного фестиваля-школы современного искусства «TERRITORIЯ». Данный проект осуществлён в о [ ... ]

подробнее
МЮЗИКЛ ПОРАДОВАЛ ВСЕХ!
27 окт 2016 05:43 - Super User

«Частный Интерес» № 41 от 12 октября 2016 г. Яркими и необычайно красивыми премьерами спектаклей режиссёра Алексея Орлова при аншлагах 7 октября Чайковский театр драмы и комедии открыл свой очередной театральный сезон. Начало ему положили: вечером [ ... ]

подробнее
ВЪЁТСЯ ПО ВЕТРУ «ВЕСЁЛЫЙ РОДЖЕР»!
25 окт 2016 11:52 - Super User

Октябрь в нынешнем театральном сезоне Чайковского театра драмы и комедии отметился третьей премьерой – пиратским боевиком удмуртского драматурга Дамира Салимзянова «Весёлый Роджер» в постановке режиссёра Артёма Палкина. Допустим, строка из [ ... ]

подробнее
НАМ ШЕПЧЕТ МУЗА…
24 окт 2016 06:50 - Super User

  В центральной городской библиотеке заслуженная артистка России Лидия Волкова познакомила читателей с новым моноспектаклем. Он был посвящён 205-й годовщине Царскосельского лицея 19 октября. Городские слушатели различных возрастных кате [ ... ]

подробнее
С ЛОПЕ де ВЕГА – В КУЕДУ
08 окт 2016 05:58 - Super User

    4 октября совершил однодневную гастрольную поездку Чайковский театр драмы и комедии. Подарком куединцам стал спектакль-«фиеста» режиссёра Алексея Орлова «Изобретательная влюблённая». Этой яркой и необычайно красивой комедией чайков [ ... ]

подробнее
ПРЕДАНЬЕ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ
30 сен 2016 03:29 - Super User

    «Иван-царевич и Серый волк». Попробуем предугадать, как воспримут название премьерного спектакля наши просвещённые детки? Первую волшебную историю, которую «поведает» Чайковского театра драмы и комедии 7 октября?  – Знаем, знаем! – на [ ... ]

подробнее
НА СЦЕНЕ – ПИРАТЫ!
28 сен 2016 11:08 - Super User

    Короткая куртка, шейный платок и шляпа с пером (из маминого гардероба, конечно). В правой руке абордажная сабля и кинжальный кортик – в левой. И ты уже видишь себя капитаном Френсисом Дрейком или, если ты – девчонка-«сорви голова», – кап [ ... ]

подробнее
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ ЮБИЛЕЯ
28 сен 2016 11:02 - Super UserЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ ЮБИЛЕЯ

  26 октября исполнилось 65 лет замечательной актрисе Чайковского театра драмы и комедии Людмиле Аркадьевне Малашиной. Приехавшая через год после смены прописки театра – с Кизела на город, носящий имя великого русского композитора, она по  [ ... ]

подробнее
УЖАСТИК? НЕ ТОЛЬКО…
22 сен 2016 03:08 - Super User

   Головокружительной, готическо-юмористической «увертюрой» откроет свой 86-й сезон Чайковский театр драмы и комедии. 7 октября чайковцы гарантированно насладится премьерой захватывающего спектакля режиссёра Алексея Орлова «Кентервильс [ ... ]

подробнее
В ТРЁХ ИПОСТАСЯХ
19 сен 2016 14:48 - Super User

    поэтом, актёром и художником был представлен гость очередной театральной гостиной, проведённой в читальном зале Чайковской центральной городской библиотеки. Она называлась «Александр Ляйс: штрихи к портрету».  По словам ведущей го [ ... ]

подробнее
ПРОПИСАЛСЯ ЛЕВША В ЭРИСГРАДЕ
13 сен 2016 03:10 - Super User

Праздничными презентациями чайковцев уже не удивить! Возможно, потому, что однообразие их сценариев «приелось». А именно: при скоплении народа – поздравительный «коктейль» из официоза, искренности и любезностей.

подробнее