Газета «Огни Камы» № 239

от 5 декабря 2017 г. С. 1.

В рамках творческой программы «Театральная панорама новой России» 10 – 27 ноября в Перми прошёл XIV фестиваль-конкурс лучших спектаклей профессиональных театров Прикамья 2015 – 2017 годов «Волшебная кулиса». Это яркое и зрелищное мероприятие организовано краевым отделением Союза театральных деятелей РФ при поддержке Министерства культуры Пермского края. Чайковский театр драмы и комедии был представлен комедией Аристофана «Лисистрата», поставленной режиссёром Алексеем Орловым в качестве вклада в прошлогодний перекрёстный культурный проект России и Греции.

«Волшебная кулиса» – высший краевой театральный форум проводится в Перми с 1996 года. Он представляет собой заключительный, конкурсный этап каждых двух традиционных ежегодных смотров премьер профессиональных театров края «Театральная весна». Его цель триедина: экспертиза художественного уровня спектаклей, обмен творческим опытом и, как следствие, профессиональная поддержка театральной молодёжи.

В этот раз на девяти театральных площадках краевой столицы и в центре коми-пермяцкого округа было показано четырнадцать лучших спектаклей. На суд зрителей и жюри их представили одиннадцать театральных коллективов из шести городов Прикамья – Перми, Кудымкара, Лысьвы, Березников, Губахи и Чайковского. Кроме репертуарных театров приняли участие и независимые коллективы, к примеру, театр «Большая стирка». Уровень режиссёрского и актёрского мастерства оценивало экспертное жюри в составе московских театральных критиков Александра Вислова (председатель) и Олега Киселёва, Владимира Спешкова из Челябинска, а также пермского театроведа и журналистки Татьяны Тихоновец. Широко известные и титулованные, все они, кстати, являются и экспертами Национальной театральной премии «Золотая Маска».

В последний день работы «Волшебной кулисы» 27 ноября в помещении Пермского Дома актёра состоялась церемония закрытия фестиваля-конкурса: днём – традиционная заключительная аналитическая конференция «Итоги последних сезонов», а вечером – чествование и награждение лучших театральных деятелей Прикамья.

Гран-при «Волшебной кулисы – 2017», награду за лучший спектакль жюри поделило между rock-драмой режиссёра Бориса Мильграма «Калигула» по пьесе Альбера Камю (Пермский академический Театр-Театр) и «картинами из жизни» Любови Зайцевой «Куда вы, облака?» студии-театра «Доминанта» из Губахи. 

Лучшая женская и мужская роль, лучшая сценография, музыкальное и световое оформление спектакля, премии «За честь и достоинство в профессии» – всего двадцать номинаций… Значительную часть звонких регалий нынешнего фестиваля-конкурса завоевали региональные театральные коллективы из Кудымкара, Лысьвы и Березников. Тем не менее, на небосклоне «Волшебной кулисы – 2017» яркими звёздочками вспыхнули имена и чайковских актёров. Звания лауреатов с вручением статуэток из селенита были удостоены Александра Баталова и Иван Костоусов за эффектное исполнение фарсового эпизода Миррины и Кинессия – сексапильной супружеской четы в спектакле режиссёра Алексея Орлова «Лисистрата» по пьесе-«клубничке» древнегреческого комедиографа Аристофана.    

Это радует. Ведь в нынешнем веке подобрать к «Волшебной кулисе» заветные «золотые ключики» Чайковскому театру драмы и комедии удаётся весьма редко. Так, в 2001 году «за артистичность и интеллигентное воплощение роли» дипломантами Пермского театрального фестиваля-конкурса были признаны актёры Вячеслав Новосёлов и Василий Костоусов – одновременно сценаристы, постановщики и исполнители действующих лиц в дуэт-спектакле «Дары волхвов» по новеллам О’Генри и Тэффи. Десять лет спустя, жюри Одиннадцатой «Волшебной кулисы – 2011» наградило специальным дипломом актёра Владимира Князева «за лирическое прочтение роли Подколёсина в комедии «Женитьба» Николая Гоголя». И, наконец, Иван Костоусов стал лауреатом «Волшебной кулисы – 2013» в номинации «Лучшая роль молодого актёра». Ярко и колоритно он создал образ Джека Боевого Конька в мелодраме Виктора Ольшанского «Тринадцатая звезда». Оба спектакля были поставлены режиссёром Алексеем Орловым.

Для чайковцев «Волшебная кулиса» пока что «заговорена»…

Вадим БЕДЕРМАН