«Частный Интерес»

№ 41 от 12 октября 2016 г.

Яркими и необычайно красивыми премьерами спектаклей режиссёра Алексея Орлова при аншлагах 7 октября Чайковский театр драмы и комедии открыл свой очередной театральный сезон. Начало ему положили: вечером – готическо-юмористический мюзикл известного российского драматурга и поэта-песенника Евгения Муравьёва (Москва), Марианны Тарасенко (Эстония) и московского композитора Сергея Ковальского «Кентервильское привидение» по мотивам новеллы Оскара Уайльда. А утром – сказка «Иван царевич и Серый волк». Всё это стало возможным благодаря поддержке Министерства культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций. Денежные средства министерства направлены на развитие театрального искусства в Пермском крае в 2016 году.

Фантасмагоричность организации сценического пространства художника-постановщика из Кирова Людмилы Синицыной (чайковский зритель познакомится с ней впервые). Великолепная музыка московского композитора Сергея Ковальского, вокальные и хореографические номера – всё это «будоражило» воображение зрителя, подняло его эмоциональный тонус. Хотя спектакль адресован детям и подросткам, своим содержанием мюзикл «Кентервильское привидение» увлёк даже самого искушённого взрослого театрала.

Американский посол в Великобритании Хайрам Б. Отис (актёр Александр Ляйс) покупает замок у лорда Персиваля Кентервиля (Артём Палкин) и селится в нём вместе со своей женой и детьми. Однако над замком тяготеет древнее проклятие в виде привидения сэра Саймона Кентервиля (в 1575 году он убил свою супругу леди Леонору). Потревоженный призрак (заслуженный артист РФ Василий Костоусов) пытается запугать «непрошеных гостей» то появляющимися каждое утро пятнами – пурпурно кровавыми или изумрудно зелёными, то мощными раскатами гремит гром. А по ночам – звоном ржавых цепей. Но не тут-то было! Представителям современной американской цивилизации всё нипочём! Мучится, мучится призрак. Лишь молитва невинного создания за сэра Саймона может спасти несчастное привидение и дать, наконец, ему покой и небесное спасение…

Однако не будем пересказывать то, что доставит следующему зрителю истинное удовольствие. Подчеркнём лишь: «Кентервильское привидение» можно было бы приписать к развлекательному жанру. Если бы пронзительно не звучал главный «лейтмотив» спектакля: прагматизм съедает в нас способность удивляться, разрушает свободную и чувственную сторону души. Более важны сами идеи спектакля: оптимистическая – настоящая любовь всегда сильнее смерти, и немного грустная – цивилизация стирает в нас веру в чудеса.

В реализации этого грандиозного в нашем городе проекта приняли участие практически все службы театра. Причём, на пределе своих возможностей. Кроме уже упомянутых актёров, в мюзикле заняты полюбившиеся зрителю артисты Светлана Дорохова (Миссис Лукреция Отис), Анастасия Гонина (Виргиния), Юрий Ерошкин (Линкольн Отис), Константин Калашников (Вашингтон Отис), Елена Гречан (Леди Барбара), Виталий Брянский (Смит), Анастасия Панина (Эмили) и другие. Одним словом, костяк труппы театра. Танцевальную феерию поставила известный чайковский хореограф Любовь Насонова. А вокальные номера отрепетировала хоровой и вокальный педагог Вера Новикова.

По поводу успешного открытия театрального сезона с тёплым приветственным словом в адрес творческого коллектива театра и поклонников театрального искусства выступила первый заместитель главы администрации Чайковского городского поселения Людмила Харисовна Хаирова и председатель Земского собрания Чайковского муниципального района Николай Лукич Десятков. А наиболее восторженные зрители выкупали участников мюзикла «Кентервильское привидение» в море цветов.

Кстати, о летоисчислении театральных сезонов чайковской Мельпомены. Наиболее подготовленные зрители были немало удивлены, прочитав на репертуарной афише объявление об открытии 86-го театрального сезона 2016 – 2017 годов. Прошлогодний сезон официально был тридцать четвёртым, и некоторые работники театра считают нынешний – тридцать пятым. В чём кроется причина такого разночтения?

До недавнего времени точкой отсчёта Чайковского-театрального считался январь 1982 года, когда в Доме культуры «Речники» началась подготовка к бессрочным гастролям Кизеловского государственного драматического театра. В свой золотой юбилей (1931 – 1982) кизеловские актёры лишились крыши над головой и зрителя. В буквальном смысле слова! Хиреющий шахтёрский город был не в силах сделать капитальный ремонт ветхого здания своего театра. Немалые хлопоты испытал первый секретарь Чайковского ГК КПСС, Герой Социалистического Труда Михаил Николаевич Назаров, чтобы узаконить в нашем молодом городе ещё один очаг культуры! И 3 августа 1982 года вышло распоряжение Пермского облисполкома №658-р «О передислокации труппы Кизеловского драматического театра на постоянную работу в город Чайковский и создании Чайковского государственного драматического театра». Рождение чайковской Мельпомены все приняли с восторгом, что и послужило отправной точкой для летоисчисления театральных сезонов. Однако неожиданно обнаруженные документы свидетельствуют, что «передислокация» Кизеловского театра не есть его закрытие. Согласимся, наш театр правильнее было бы называть Чайковский (Кизеловский) муниципальный театр драмы и комедии…   

Утром же первого дня 86-го театрального сезона маленького зрителя заворожила другая премьера – спектакль «Иван царевич и Серый волк». Сюжет этой русской народной сказки нам, конечно, знаком с раннего детства. Однако чайковские драматурги Артём Палкин и Алексей Орлов изрядно обновили свою пьесу, причудливо соединив сказки «Об Иване-царевиче и Сером Волке» с «Молодильными яблоками и живой водой». И здесь опять восхитило великолепие сценического оформления художника-постановщика Людмилы Синицыной, которая мастерски раскрыла глубины русского символико-художественного творчества.

– Пьеса «Иван царевич и Серый волк» увлекает своими неожиданными поворотами и колоритными персонажами, – поделился с нами Вадим Бедерман, руководитель литературно-драматургической частью театра. – Но это лишь внешний план, вершина ослепительно сверкающего айсберга. В зашифрованных символах на сцене воскресают сакральные знания наших далёких предков славян о двух мирах – обыкновенном, видимом нами, и «ином», потустороннем. Виртуальном, как сейчас говорят! И окажется, что Змей Горыныч – олицетворение абсолютного зла, дремучий лес – это граница между миром живых и мёртвых (Тридевятое царство), Вещий Камень у развилки трёх дорог это вечный вопрос выбора одного из трёх путей – истинного. А молодильное яблоко – символ бессмертия и вечной молодости.

Пристально всмотреться в спектакль-сказку «Иван-царевич и Серый волк» юным зрителям помогли заслуженные артисты России Инесса Муран (Баба Яга) и Василий Костоусов (Доминиум), актёры Сергей Борзенко (Царь), а также, Иван Костоусов Виталий Брянский и Константин Калашников, которые перевоплотились в трёх братьев-царевичей, соответственно, – в Василия, Дмитрия и Ивана. Своей игрой спектакль украсили Артём Палкин (Серый волк), Анастасия Гонина (Елена Прекрасная), Алексей Волков (Змей Горыныч) и Лариса Шаповалова (Жар-птица).

Владимир МИЛОНОВ